* * *
Анализ актуальных проблем психологии труда и инженерной психологии, рассмотрение методов их решения свидетельствует о том, что эти дисциплины в настоящее время выдвинулись на передний план при проектировании, разработке и эксплуатации современной техники. Учет достижений психологии труда и инженерной психологии необходим для создания эффективных средств комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, развития автоматизированных систем управления, широкого внедрения ЭВМ во все отрасли народного хозяйства, применения передовой технологии.
Пути и способы решения конкретных задач, изложенные в данном пособии, должны стать составной частью арсенала средств, которыми должен овладеть квалифицированный специалист-— инженерный психолог и психолог труда.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авиационные цифровые системы контроля и управления./Под ред. В. А. Мясникова, В. П. Петрова. Л., 1976.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
3. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы.— В кн.: Философские проблемы биологии. М., 1973.
4. Ахутян В. М., Н афту ль ев А. И. Математическое моделирование деятельности человека-оператора при разработке эрратических систем.— В кн.: Человек и общество. Л., 1972. Вып. 1.1.
5. Белешев С. Д., Г урви ч Ф. Г. Экспертные оценки. М., 1973.
6. Боб н ев а М. И. Инженерная психология и дизайн.—В кн.: Вопросы технической эстетики. М., 1970. Выго. 2.
7. Борисов С. В. Количественная оценка систем человек—среда — военная техника. Харьков, 1975.
8. Бушурова В. Е., Нафтульев А. И. Проблема проектирования деятельности человека-оператора в системах управления и методы ее решения.— В кн.: Человек и общество. Л., 197:2. Вып. 11.
9. Эргономика. М., 1971.
10. Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения -информации. М., 1975.
11. Венда В. Ф., Н афту л ьев А. И., Рубах и н В. Ф. Организация труда операторов. Инженерно-психологические аспекты. М., 1978.
12. Военная инженерная психология. М., 1970.
13. Во й с к у я ски й А. Е. Психолингвистические аспекты общения человека с ЭВМ.—В кн.: Человек и ЭВМ. М., 1973.
14. Вудсон У., Ко но вер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М., 1968.
15. Ганзея В. А., Митькин А. А. Модели моторного поля газа.— В кн.: Сенсорные и сенсомоторные процессы. М., 1972.
16. Губ и некий А. И., Евграфов В. Г. Эргономическое проектирование судовых систем управления. Л., 1977.
17. Дубровский В. Я., Щ е д р о в и ц к и й Л. П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. М, 1971.
18. За в а лов а Н. Д., Ломов Б. Ф., П оно м ар енко В. А. Принцип активного оператора и распределение функций между человеком и автоматом.— Вопр. психол., 1971, № 2.
19. 3 араковский Г. М. и др. Введение в эргономику. М., 1974.
20. Зигель А., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе человек—машина. М., 1973.
21. Зинченко В. П., М а й з е л ь Н. И., Назаров А. И., Цветков А. А. Анализ деятельности человека-оператора.— В кн.: Инженерная психология. М., 1964.
22. Зинчекко В. П., My ни по в В. М. К теории эргономики. Техническая эстетика. М., 1977, № 6.23. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. AL, 1974.
24. 3 и н ч е н ко В. П., Мунипов В. М. Человеческий фактор в современной технике (Методологические проблемы эргономики).— Вопр. философии, 1972, № 11.
25. Ж у р а в л е в Г. Е. Структура эксперимента по вероятностному прогнозированию.— В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977.
26. Инженерная психология./Под ред. Г. К. Середы. Киев, 1976. 308 с.
27. Инженерная психология (теория, методология, практика). М., 1977.
28. Инженерно-психологическое проектирование АСУ./Под ред. А. И. Прохорова. Киев, 1973.
29. Китае в Н. Н. Групповые экспертные оценки. М., 1975.
30. К р о к И. С. Ранжирование факторов, влияющих на работу оператора со средствами отображения.'—• В кн.: Инженерная психология в приборостроении. 2-я Ленинградская конференция. Л., 1972.
31. Крон Г. Исследование сложных систем по частям — диакоптика. М., 1972.
32. Крылов А. А. Обработка информации в операторной деятельности.—Автореф. докт. дисс. Л., 1972.
33. Крыло в А. А. Человек в автоматизировакных системах управления. Л., 197(2.
34. Крылов А. А. Системный подход как основа исследований по инженерной поихологии и психологии труда.— В кн.: Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. М., 1974.
35. Крылов А. А., Нафтульев А. И., Ч ер ейский М. М. Психология и проектирование диалога человека с ЭВМ.— В кн.: Психология—производству и воспитанию. Л., 1977.
36. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса, М., 1976.
37. Леонтьев А. Н. Автоматизация и человек.— В кн.: Психологические исследования. М., 1972. Выл. 2.
38. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
39. Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Кузьмин В. П. Актуальные задачи психологической науки.— Коммунист, 1976, № 6.
40. Литва к И. И., Ломов Б. Ф., Соловейчик И. Е. Основы построения апиартуры отображения в автоматизированных системах. М., 1975.
41. Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1966.
42. Ломов Б. Ф. Инженерная психология в СССР.— В кн.: Проблемы инженерной психологии. М., 1967.
43. Л о м о в Б. Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР.— Вопр. психол., 197:1, № 5.
44. Ломов Б. Ф. О роли практики в развитии теории общей психологии.— Вопр. психол., 1971, № 1.
45. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии.— Вопр. психол., 1975, № 2.
46. Ломов Б. Ф. Решения XXV съезда КПСС и задачи советской психологии.— Вопр. психол., 1976, № 6.
47. Мей стер Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. М., 1970.
48. Меньшов А. И., Рыльский Г. И. Человек в системах управления летательными аппаратами. М., 1976.
49. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л., 1974. Ч. 1. 1975. Ч. 2.
50. М о р г а н К., Кук Д., Ч а п а н и с А., Ланд М. Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. М., 1971.
51. Нафтульев А. И. Проблема проектирования деятельности чело-
века-оператора и методы ее решения.— В кн.: Инженерно-психологическая оценка сложных систем. Харьков, 1973.
52. Н а ф т у л ь е в А. И. Три концепции инженерно-психологического проектирования.— Вестн. Ленингр. ун-та, 1975, № 23.
53. Нафтульев А. И. Инженерно-психологическое проектирование средств отображения и ввода информации.— В кн.: Инженерно-психологическая оценка сложных систем. Харьков, 1973.
54. Нафтульев А. И., Ронжин О. В. О приложимости методов теории информации к задачам исследования и разработки эргатических систем.— В кн.: Человек и общество. Л., 1971. Вып. 9.
55. Николаев В. И. Информационная теория контроля и управления (В приложении к судовым энергетическим -установкам). Л., 1973.
56. Новик й. Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М., 1975.
57. Основы инженерной психологии./Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1977.
58. Отображение информации в информационно-измерительных и управляющих системах. Киев, 1972.
59. Практикум по инженерной психологии. Л., 1978.
60. Ронжи н О. В. Информационные методы исследования эргатических систем. М., 1976.
61. Сакман Г. Решение задач в системе человек — ЭВМ. М., 1973.
62. С инг лт он У. И. Введение в эргономику. Женева, 1974.
63. С м о л я н Г. Л. Человек и ЭВМ.— Вопр. филос., 1973, № 3.
64. Суходольский Г. В. Метод экспертной инженерно-психологической комплексной оценки средств контроля и управления.— В кн.: Отраслевая стандартизация эргономических норм и требований. Научно-технический семинар. Новосибирск, 1972.
65. Укреплять взаимосвязь общественных, естественных и технических наук.— Коммунист, 1977, № 6.
66. Ф и л и п п о в А. В. Сенсорная основа трудовой деятельности человека и изменения ее структуры под влиянием развивающейся техники.— Авто-реф. докт. дисс. Л., 1973.
67. Фокин Ю. Г. Сравнительный анализ методов количественной оценки надежности и эффективности систем. Предпринт доклада. Л., 1971.
68. Ч а ч к о А. Г. Производство. Язык. Человек. Проблемы отображения
информации. М., il977.
69. Человек и ЭВМ (психологические проблемы автоматизации управ-
. ления./Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1973.
70. Юдин Б. Г. Становление и характер системной ориентации.— В кн.: Системные исследования. М., 1972.
1Система «субъект труда — профессиональная среда» в нашем понимании тождественна системе «человек — машина — среда», рассматриваемой Б. Ф. Ломовым в статье «Эргономика и НОТ» (Социалистический труд, 196Э, № 8), однако не во всех видах трудовой деятельности средством труда является машина. Поэтому мы включаем средства труда в понятие профсреды.
2Баумгартен Ф. Психотехника. Часть 1. Исследования пригодности к профессиональному труду. Берлин, 1922, с. 118—126.
3Местников В. Г. Описание профессии разметчика. Л., 1972, с. 37—48.
4Диспетчер, работающий в системе управления воздушным движением, далее будет именоваться диспетчером УВД. Прилагается схема анализа деятельности диспетчера подхода.
5Понятие системы «человек — техника» используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек и сложные технические устройства.
6Эргономика пока вряд ли может рассматриваться как самостоятельная наука, хотя в литературе имеют место такого -рода утверждения. Кардинальным решением в формировании эргономики как науки может быть лишь разработка методологических основ и специфических методов исследования.
7Трудовая деятельность всегда была и будет связана с определенным физическим, а в условиях автоматизированного производства прежде всего психическим напряжением. Исходя из общего требования , обеспечения в нашей стране условий безопасного и безвредного труда, сказанное выше следует понимать как исключение нагрузок, резко ухудшающих функциональное состояние или отрицательно влияющих «а здоровье человека.
8В связи со сказанным необходимо особо подчеркнуть, что наряду | с исследованием формальной (прежде всего количественной) стороны психического в инженерной психологии должно уделяться большое внимание содержательной стороне. Это необходимо, во-первых, потому, что перед инженерной психологией стоит задача изучения человека как субъекта деятельности, а во-вторых, потому, что необходима разработка оценок семантических характеристик информации.
9В период эксплуатации приспособление техники к человеку может осуществляться также за счет тех регулировок, которые предусмотрены в процессе проектирования. Это, например, изменение высоты сидения кресла применительно к росту человека, изменение громкости или яркости сигнала в зависимости от конкретных условий работы и т. п.
10Понятия инженерно-психологического проектирования и проектирования деятельности некоторые авторы употребляют в одинаковом смысле. Другие включают ППД в ИПП. В данном учебном пособии понятием инженерно-психологического проектирования охватываются проблема проектирования деятельности и методы ее решения.
11Основное внимание будет уделено системно-антропоцентрической концепции ИПП. Это объясняется не только тем, что она, как будет показано далее, наиболее адекватна задачам разработки СЧМ, но и тем обстоятельством, что антропоморфная и процессуальная концепции достаточно подробно рассмотрены в литературе и, кроме того, основные положения указанных концепций детально обсуждаются и разбираются на семинарских занятиях.
12О постулатах инженерной психологии см.: Ломов Б. Ф. В авангарде психологических наук.— Вестн. АПН «Научная мысль», 1969, № 7, с. 15—16.
13Экспертный метод подробно рассматривается в курсе «Структурно-алгоритмический анализ и синтез, оценка деятельности операторов в инженерной психологии». Поэтому в данном пособии мы ограничимся констатацией ряда положений, существенных для ИПП, но не рассматриваемых в упомянутом курсе.
14Пример использования этого метода для инженерно-психологической оценки электролюминесцентных индикаторов см. в работе [30].
15Более подробно упомянутые процедуры изложены в работах [5] [29]
16Примеры опросников и анкет можно найти в работе [58].
17Возможный путь преодоления методологических трудностей, связанных с расчленением процессов проектирования эргатических систем, можно наметить в рамках системного метода, получившего название «диакоптики». Этот метод описан в книге Г. Крона [31], посвященной разработке способов исследования свойств сложной системы по свойствам ее частей. Несмотря на тот факт, что рассмотрение ведется на уровне физических, электромеханических и механических систем, основные положения применимы к биологическим и к смешанным, например к эргатическим, системам.
18Термин «задача» используется здесь в весьма широком смысле.
19Определение достаточной степени близости и само по себе представляет сложную психолингвистическую проблему.
20Савинов Ю. А. Новая техника и капитализм. ЭВМ: проблемы производства и применения. М., 1974, с. 52.
21В большинстве клавиатур терминалов можно выделить два типа клавиш: 'клавиши данных и клавиши управления. Последние используются с целью выдачи команд другим подсистемам о характере обращения с вводимыми данными. Клавиши данных обычно предназначаются для ввода специальных знаков, алфавит которых в принципе -может быть очень велик. Однако на практике его длина обычно ограничивается величиной в 50—150 знаков.
22Этот термин предложен А. Г. Чачко по аналогии с известным термином «терблиг», образованным перевертыванием фамилии Гилбрета. «Вок-рам» — перевернутое «Марков» — в честь соадателя теории алгоритмов.
- Оглавление
- Раздел I психология труда г л а в а 1 история психологии труда, ее предмет и задачи
- § 1. Предмет психологии труда
- § 2. История возникновения и развития психологии труда
- § 3. Задачи психологии труда
- § 4. Понятие и критерии профессиональной успешности
- § 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией
- Глава 3. Психологическое изучение профессий
- § 6. Профессиография
- § 7. Изучение профессий с позиций системного подхода
- § 8. Методы психологического изучения профессий
- Профессиографические методы
- IV. Причины отклонений
- V. Принятие решения
- VI. Ошибки
- Личностные методы
- Алгоритмический метод описания трудового процесса
- Структурный метод
- Системный анализ
- Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика
- § 9. Индивидуально-типологические свойства
- § 10 Сенсорные и перцептивные свойства
- § 11. Аттенционные свойства
- § 12. Психомоторные свойства
- § 13. Мнемические свойства
- § 14. Имажинитивные свойства
- § 15. Мыслительные свойства
- § 16. Волевые свойства
- Глава 5 формирование профессиональных умений и навыков
- § 17. Навыки, умения, их классификация
- § 18. Этапы формирования навыков
- § 19. Тренировка и тренажеры
- § 20. Интеллектуальные умения
- § 21. Критерии обученности
- § 22. Психологические предпосылки переучивания
- Глава 6 мотивы профессиональной деятельности
- § 23. Классификация и структура мотивов
- § 24. Методы исследования мотивов
- Глава 7. Состояния человека в труде
- § 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация
- § 26. Состояние утомления
- § 27. Состояние монотонности
- § 28. Эмоциональное напряжение
- § 29. Состояние психологической готовности к деятельности
- § 30. Условия труда и психические состояния человека
- § 31. Индивидуализация условий труда
- § 32. Методы оценки психических состояний человека
- Глава 8 прогнозирование успешности деятельности
- § 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности
- § 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности
- § 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств
- 1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд
- II. Требования к психике диспетчера увд
- Требования к сенсорным и перцептивным свойствам
- Требования к аттенционным свойствам.
- Требования к мнемическим свойствам.
- Требования к имажинитивным свойствам.
- Требования к мыслительным свойствам.
- Требования к психомоторным свойствам.
- Требования к речевым и коммуникативным свойствам.
- Эмоционально-волевые свойства.
- Раздел II
- Глава 1 инженерная психология как наука
- § 1. Определение инженерной психологии
- §2. Цель и стратегия инженерной психологии
- §3. Задачи инженерной психологии
- Глава 2 инженерно-психологическое проектирование деятельности
- § 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования
- § 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования
- IV. Разработка обслуживающей подсистемы
- V. Достижение заданных надежности и эффективности функционирования системы
- VI. Разработка дистанционной подсистемы
- Г л а в а 3 методы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 7. Качественные методы
- § 8. Количественные методы
- § 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании
- Г л а в а 4
- § 10. Организация взаимодействия человека с эвм
- §11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога «человек — эвм»
- § 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
- § 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в эвм
- § 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации
- * * *