logo
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

§ 31. Индивидуализация условий труда

Требования к условиям труда, типичное влияние этих усло­вий на психические состояния достаточно изучены. Однако не у всех людей одни и те же условия труда вызывают одинако­вые состояния. Отсюда возникает необходимость проектировать или совершенствовать условия труда применительно к индиви­дуальным особенностям работника. Можно назвать немало удачных попыток, сделанных в этом направлении. Сейчас уже есть возможность говорить о некоторых приемах, способах, принципах приспособления условий труда к индивидуальности работающего человека.

В. Г. Лоос изучал психологическое воздействие заданного и самостоятельно регулируемого темпа. Сравнивая конвейерные линии с различными темповыми характеристиками, он пришел к выводу, что повышение принудительного темпа служит причи­ной усиления отрицательного отношения к данной работе. Экспе­рименты, проведенные автором, показали, что регулируемый темп более производителен и вызывает меньшее утомление. В. Г. Лоос называет несколько типов самостоятельного регули­рования темпа, которые могут находить применение в производ­ственных условиях: 1) индивидуально регулируемый темп, ког­да исполнитель может управлять скоростью работы, руковод­ствуясь в основном своими возможностями и желаниями; 2) хотя каждый исполнитель и управляет непосредственно тем­пом своей работы, но уже должен соотносить его с действиями других работников; 3) коллективное регулирование темпа, где скорость работы изменяется по коллективно разработанной про­грамме. В связи с последним типом регуляции темпа В. Г. Лоос рассматривает предложение о формировании бригады из людей «с равным природным темпом» [61].

Обсуждаемая сейчас экономистами и социологами идея сво­бодного расписания представляет собой не что иное, как инди­видуальное регулирование режима дня. Устанавливаемый в уч­реждении гибкий график выражается в том, что рабочий день разбивается на три части: фиксированная часть продолжитель­ностью 5—6 ч, в течение которой весь персонал должен нахо­диться на работе; две переменные части — в начале и конце рабочего дня,— когда позволяется выбирать время начала и окончания работы при сохранении установленной законода­тельством продолжительности рабочего дня. Эксперименты со свободным расписанием проводятся сейчас в ряде зарубежных стран. Главные преимущества нового режима видят в опреде­ленном ощущении свободы в выборе рабочего времени и в лик­видации перегрузки транспорта в часы пик. Социологи считают, что свободное расписание помогает избавиться от формального, школярского отношения .к работе, воспитывает чувство ответст­венности за нее [114]. К этому надо добавить, что гибкий график является условием оптимизации режима труда в соответствии с индивидуальными колебаниями работоспособности, например у «жаворонков» и «сов».

Тот же принцип индивидуального регулирования может быть применен при рационализации освещенности рабочего места. Известно, что уровень освещенности не только определяет ско­рость и точность восприятия. Свет является также эстетическим фактором производственной среды, оказывающим влияние на настроение работающих. Однако есть категория людей, которые плохо переносят сильную освещенность. Это лица со слабым типом высшей нервной деятельности, которых Б. М. Теплое не случайно сравнивал с высокочувствительной фотопленкой. Их индивидуальный оптимум в отношении внешних раздражителей значительно ниже стандартов. Конечно, возможны индивиду­альные отклонения и в другую сторону. Сочетание общего и местного (регулируемого) освещения, рекомендуемое гигиени­стами, разрешает и задачу индивидуализации уровня освещен­ности.

По-иному решается задача индивидуализации условий труда в тех случаях, когда эти условия различаются требованиями к коммуникативным свойствам личности. В. И. Чумак изучал деятельность поездных диспетчеров на Криворожском горно-обогатительном комбинате. Примерно половина станций на этом комбинате имела автоматизированное управление железнодо­рожным движением, на других станциях управление движением совершалось без автоматизации. В качестве одного из главных показателей успешности выступала безаварийность. В. И. Чу­мак обнаружил тесную связь между экстраверсией диспетчера и успешностью его деятельности в неавтоматизированной систе­ме управления железнодорожным движением. В автоматизиро­ванной системе взаимосвязь обратная. Диспетчер 3. П., которая перешла с неавтоматизированной станции на станцию с автома­тизированным управлением, сказала исследователю, что рабо­тать здесь ей скучно, так как приходится управлять не людьми, а непосредственно движением поездов с диспетчерского пульта. На прежнем месте, где в ее подчинении были стрелочники, 3. П. было гораздо интереснее работать: «Все время с людьми, некогда скучать и думать о всяких неприятных вещах, которых в жизни предостаточно». Диспетчеры-интраверты успешнее работали на автоматизированных станциях. Одним из выводов исследования В. И. Чумака была рекомендация о перераспреде­лении поездных диспетчеров по станциям в соответствии с их индивидуальными особенностями [109].

Исследование деятельности конструкторов, проводимое .под нашим руководством Л. Р. Плоткиным в одном из проектных институтов Днепропетровска, показало, что для экстравертов более благоприятна групповая, а для интравертов — индивиду­альная работа над заданием. Критериями служили самочувствие, активность, настроение, определяемые по методике САН [32]. Все три показателя были выше в тех случаях, когда конст­руктор работал в условиях, более отвечающих его индивидуаль­ности.

В исследованиях, описанных выше, индивидуализация усло­вий труда выступает в виде перераспределения рабочих постов или заданий в соответствии с индивидуальными особенностями работника.

Еще один способ учета индивидуально-типических особен­ностей работника рассмотрим на примере организации рабочего места. Во всех рекомендациях по НОТ на рабочем месте обычно указываются правила, общие для всех рабочих мест независимо от отраслевых, производственных или классификационных раз­личий [25]. Эти правила имеют своей целью исключение ненуж­ных движений, излишних действий и перемещений. Для этого орудия и предметы труда располагаются в пределах зон опти­мальной досягаемости и оптимальной зоны обзора; все, что целе­сообразно брать правой рукой, располагается справа, а что нужно брать левой рукой — слева. В таком же духе даются и ос­тальные рекомендации. Но приложим эти правила не к абст­рактному работнику, а к конкретному, обладающему индивиду­альностью, токарю.

Два молодых токаря объединения «Электросила» Виктор Б. и Александр С. были рекомендованы нам руководством цеха как лучшие производственники. Рабочее место замкнутого, сосредоточенного Александра С. было организовано по всем правилам НОТ: все под рукой, никаких лишних движений. Сов­сем иную картину мы увидели у станка Виктора Б.: заготовки он поставил на рабочем столе в нескольких шагах от станка, готовые детали находились на инструментальной тумбочке с дру­гой стороны, а его самого в этот момент не было на рабочем месте. Появился он через несколько минут, оживленный, сияю­щий: помог товарищу справиться с возникшей в работе труд­ностью. «Я люблю отвлечься, побегать по цеху,— говорит Вик­тор Б.— А дневное задание все равно успеваю выполнить. Бывает деталь «невыгодная», но я никогда не отказываюсь, даже на невыгодной детали у меня получается хороший зарабо­ток». Если Виктора поставить на рабочее место, организованное по принципу экономии движений, он наверняка заскучает и это отрицательно скажется на его производительности. Оказалось, что идеальное с точки зрения общих правил НОТ рабочее место не отвечает потребности в новых впечатлениях, в повышенной двигательной активности, возникающей как следствие высокой подвижности нервных процессов.

Конечно, невозможно разработать персональное рабочее место для каждого токаря. Но в этом и нет необходимости. Достаточно иметь два-три варианта организации рабочего места, разработанных с учетом основных индивидуальных типов, чтобы работник мог выбрать из них вариант, более соответствую­щий его индивидуальности.

Опыт организации многоканального вещания музыкальных передач на производстве, накопленный лабораторией функцио­нальной музыки при Пермском телефонном заводе [20], свиде­тельствует о том, что принцип выбора работником варианта, наиболее отвечающего его индивидуальным особенностям, при­меним к различным элементам производственной среды.

Индивидуализация условий труда является одним из резер­вов повышения производительности его. Способами такой инди­видуализации могут быть индивидуальное регулирование, выбор одного из типовых вариантов или подбор рабочего поста, зада­ния в соответствии с индивидуальными особенностями работни­ка. Эти способы могут быть использованы в процессе рациона­лизации и особенно проектирования различных элементов про­изводственной среды (освещенности, рабочего места, темпа и режима труда, автоматизированности, функциональной музы­ки и др.), объединяемых нами общим понятием условий труда. Проводить такую работу на предприятии должен психолог, имеющий специальное психологическое образование.