Профессиографические методы
Анализ документации. Ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, с руководствами, инструкциями, наставлениями дает возможность выявить наиболее общие особенности деятельности: основные профессиональные задачи, важнейшие операции, характеристики режимов труда. Из этих же документов можно получить первоначальные сведения о конструкции рабочего места. Знакомство с этими особенностями деятельности, а также с профессиональной терминологией является необходимым условием разработки плана наблюдения и схемы беседы со.специалистами. Изучение текущей документации (журналов дежурств, медицинской документации, всевозможных актов и т. д.) наряду с другими источниками дает материал для статистического анализа сложных ситуаций, производственного брака, аварий, случаев травматизма, отсева работающих.
Анализ анкет, служебных характеристик, отчетов — один из приемов личностного подхода при изучении деятельности. Он используется, например, для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов.
Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетным 'Методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько самоочевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства.
Приводим примерную схему опроса аппаратчика химического производства (профессиограмма составлялась в целях рационализации профессионального обучения) [24].
/. Нормальный технологический режим
Правила выполнения операции с учетом требований техники 'безопасности
//. Отклонения от режима
1. Назовите (Известные вам отклонения от нормального режима.
2. Какие отклонения встречаются чаще всего?
3. Какие отклонения наиболее значимы с точки зрения их опасности для жизни 'работников или их влияния на ход процесса?
4. Все ли отклонения вы упомянули? Не случались ли и другие?
///. Признаки отклонений
1. Каковы признаки отклонений?
2. Каковы источники обнаружения отклонений (приборы, непосредственное зрительное, слуховое или об&нятельное восприятие, анализы, состояние других процессов) ?
- Оглавление
- Раздел I психология труда г л а в а 1 история психологии труда, ее предмет и задачи
- § 1. Предмет психологии труда
- § 2. История возникновения и развития психологии труда
- § 3. Задачи психологии труда
- § 4. Понятие и критерии профессиональной успешности
- § 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией
- Глава 3. Психологическое изучение профессий
- § 6. Профессиография
- § 7. Изучение профессий с позиций системного подхода
- § 8. Методы психологического изучения профессий
- Профессиографические методы
- IV. Причины отклонений
- V. Принятие решения
- VI. Ошибки
- Личностные методы
- Алгоритмический метод описания трудового процесса
- Структурный метод
- Системный анализ
- Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика
- § 9. Индивидуально-типологические свойства
- § 10 Сенсорные и перцептивные свойства
- § 11. Аттенционные свойства
- § 12. Психомоторные свойства
- § 13. Мнемические свойства
- § 14. Имажинитивные свойства
- § 15. Мыслительные свойства
- § 16. Волевые свойства
- Глава 5 формирование профессиональных умений и навыков
- § 17. Навыки, умения, их классификация
- § 18. Этапы формирования навыков
- § 19. Тренировка и тренажеры
- § 20. Интеллектуальные умения
- § 21. Критерии обученности
- § 22. Психологические предпосылки переучивания
- Глава 6 мотивы профессиональной деятельности
- § 23. Классификация и структура мотивов
- § 24. Методы исследования мотивов
- Глава 7. Состояния человека в труде
- § 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация
- § 26. Состояние утомления
- § 27. Состояние монотонности
- § 28. Эмоциональное напряжение
- § 29. Состояние психологической готовности к деятельности
- § 30. Условия труда и психические состояния человека
- § 31. Индивидуализация условий труда
- § 32. Методы оценки психических состояний человека
- Глава 8 прогнозирование успешности деятельности
- § 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности
- § 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности
- § 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств
- 1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд
- II. Требования к психике диспетчера увд
- Требования к сенсорным и перцептивным свойствам
- Требования к аттенционным свойствам.
- Требования к мнемическим свойствам.
- Требования к имажинитивным свойствам.
- Требования к мыслительным свойствам.
- Требования к психомоторным свойствам.
- Требования к речевым и коммуникативным свойствам.
- Эмоционально-волевые свойства.
- Раздел II
- Глава 1 инженерная психология как наука
- § 1. Определение инженерной психологии
- §2. Цель и стратегия инженерной психологии
- §3. Задачи инженерной психологии
- Глава 2 инженерно-психологическое проектирование деятельности
- § 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования
- § 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования
- IV. Разработка обслуживающей подсистемы
- V. Достижение заданных надежности и эффективности функционирования системы
- VI. Разработка дистанционной подсистемы
- Г л а в а 3 методы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 7. Качественные методы
- § 8. Количественные методы
- § 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании
- Г л а в а 4
- § 10. Организация взаимодействия человека с эвм
- §11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога «человек — эвм»
- § 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
- § 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в эвм
- § 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации
- * * *