logo
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

§ 28. Эмоциональное напряжение

Исследования, проведенные В. Л. Марищуком, К- К- Плато­новым [63], В. В. Суворовой [101] и другими психологами, позво­лили установить, что эмоциональное напряжение может по-раз­ному влиять на поведение человека. В соответствии с преобла­данием процессов возбуждения или торможения состояние эмо­ционального напряжения может проявляться в двух формах:

1) возбудимой, характеризующейся повышенными двигательны­ми реакциями, суетливостью, излишней говорливостью и т. д.;

2) тормозной, для которой характерны угнетение деятельности, замедленные реакции, «замирание» вплоть до полной неспособ­ности реагировать на различного рода воздействия.

Более детальное описание форм поведения человека в экстре­мальных условиях дает Е. А. Милерян [72]. Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, замедленно­сти, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Представители этой группы судорожно сжи­мают рукоятки управления, кусают губы, лицо перекошено, вни­мание их приковано к индикатору, на воздействие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импульсивно и сильно.

Эмоциональное поведение может также проявляться в сознательном уклонении человека от выполнения своих функций. В отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруднения в ор­ганизации умственной деятельности, он долго стоит или сидит в застывшей позе, трет лоб, морщит брови, пытается оттянуть время, старается уйти подальше от пульта управления с тем, чтобы избавить себя от влияния эмоциогенных факторов. Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доми­нирует инстинкт самосохранения. Этот тип поведения в экстре­мальных условиях Милерян назвал трусливым. Под влиянием страха «трусливые» операторы начинают действовать по при­вычному, однако не адекватному сложившейся ситуации шаб­лону.

Тормозной тип эмоционального поведения человека характе­ризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при. воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональ­ной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрес­сивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это агрессивно-бесконтрольный тип поведения.

Вместе с тем полученные Милеряном и его сотрудниками данные свидетельствуют о том, что существует такая категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется боевым задором, повышенной работоспособ­ностью, минимальной затратой сил. Авторы считают, что предста­вителями прогрессивного типа поведения следует в первую оче­редь комплектовать те учебные заведения, которые готовят опе­раторов для особо ответственных профессий. А так как пока еще не найдены эффективные средства психологического воздей­ствия на представителей тормозного и агрессивно-бесконтроль­ного типов поведения, авторы считают лучшим путем повышения надежности систем управления своевременный отсев таких лиц. Напряженный тип поведения поддается исправлению. Иссле­дования эмоциональной устойчивости операторов показали, что w большинства людей в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков, напряжен­ность может быть снята путем выработки и автоматизации дина­мических стереотипов. При этом трудовая деятельность на уров­не навыка приобретает свойства стабильности, надежности и по­мехоустойчивости.

Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха, выходить победителем из тяжелого положения. При этом укрепляется его вера в себя, в свои возможности и развиваются необходимые волевые каче­ства. В тех случаях, когда это удается сделать, стабильность и продуктивность деятельности в экстремальных условиях зна­чительно повышаются.

Таким образом, ученые видят три пути повышения надеж­ности человека в экстремальных условиях: 1) научно обоснован­ный профессиональный психологический отбор; 2) воспитание эмоционально-волевых и моральных свойств личности, которые позволили бы ей не только подавлять эмоции, но и управлять ими, преобразуя их в источник силы и энергии; 3) создание наи­более благоприятного психологического климата и оптимизация условий работы.

Ф. П. Космолинский [52] в специальной главе, посвященной способам повышения эмоциональной устойчивости, также под­черкивает значение волевых свойств личности при работе в экстремальных условиях. Но он приводит ряд научных фактов, свидетельствующих, что волевая регуляция поведения опирается в значительной мере на физическую тренированность. «Совре­менный человек, — пишет Космолинский,— способен непосредственную эффекторную эмоциогенную реакцию усилием воли гасить, задерживать ее внешнее выражение.

Но это не снимает эмоционального напряжения. Для дли­тельного сохранения хорошей работоспособности, устойчивости нервно-эмоциональной сферы необходимо уделять большое вни­мание физическим упражнениям и различным видам активного отдыха» [52, с. 152]. И далее он говорит о значении рациональ­ной и дифференцированной систем целенаправленной физиче­ской подготовки.

Существенное значение в воспитании эмоций имеют также повышение общего уровня интеллектуального развития и широ­та его, так как регулирование человеческой деятельности не до­стигается одними волевыми процессами, а включает в себя всю сознательную интеллектуальную деятельность и базируется на общем мировоззрении человека.