logo
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

Системный анализ

Описанный выше структурный метод уже отвечает одному из принципов системного подхода к изучению профессиональной деятельности: он направлен на выявление иерархической струк­туры основных компонентов изучаемой деятельности. Стремле­ние соотнести степени выраженности основных профессионально значимых свойств субъекта труда, определить характер и уро­вень взаимосвязи между ними — направление ряда других исследований, в которых делаются попытки системного анализа деятельности.

В «Методических указаниях», разработанных Уральским филиалом ВНИИТЭ, предлагается многомерно-весовая схема описания профессии, позволяющая сравнивать качественно раз­личные эргономические свойства >и .признаки системы «человек — машина — среда» посредством относительной величины, показы­вающей долю данного свойства в выполняемой деятельности, его «композиционный вес». За исходную величину при оценке этого показателя может быть принят процент времени «занято­сти» того или иного свойства в процессе работы. По этому кри­терию простые движения в работе авиационного механика имеют композиционный вес «3» (по шестибалльной шкале), сложнокоординированные движения — «2», а в работе шофера те: же свойства имеют вес «2» и «3», кратковременное запоми­нание в обеих профессиях оценивается баллом «4», долговре­менное— «1».

Авторы считают, что могут быть использованы и другие критерии оценки, например «частота, ошибок, приходящаяся на тот или иной компонент иерархической системы эргономических свойств» [70]. В системный анализ по описываемой методике включается также оценка специфической и неспецифической напряженности процесса труда. Способы выявления взаимосвя­зей и взаимодействия между компонентами в этой методике не рассматриваются.

Наиболее разработанную методику системного анализа про­фессиональной деятельности предложил В. Д. Шадриков [ПО]. Она опирается на методологию системного подхода и предпо­лагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии,— с другой. Степенью взаимосоответ­ствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации тру­дового поведения.

На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей струк­туре трудовой деятельности. Системный подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматри­валась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внут­ренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами.

На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдель­ных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными подструктурами деятель­ности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности.

В процессе информационного анализа деятельности выявля­ются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и дина-мики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация инфор­мационного потока во времени и т. д.

Психофизиологический уровень анализа деятельности озна­чает, по В. Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетиче­ских процессов.

Уровень индивидуально-психологического анализа предпола­гает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описа­ния деятельности она предстает как многоуровневое политрук­турное образование. При этом системный анализ требует рас­сматривать любое явление в развитии, что по отношению к про­фессиональной деятельности выступает, в частности, как требо­вание изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

Дальнейшая разработка методов системного анализа дея­тельности требует, по нашему мнению, конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их дина­мики. В качестве одного из таких приемов В. Д. Шадриков использует регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при соверше­нии того или иного действия в ходе осуществления анализируе­мой технологической операции. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально-важных свойств работника. Аналогичная структурограмма может быть построена на основе корреляцион­ной матрицы [30].

Выявление взаимосвязей имеет большое значение для реше­ния ряда практических задач. Свойствам, имеющим большее количество связей, при рационализации процесса профессио­нальной подготовки естественно уделяется и большее внимание, так как развитие этих свойств положительно сказывается на ряде других функций. Свойства, между которыми существует отрицательная корреляция, не должны объединяться в едином процессе тренировки.

Учет структуры профессионально значимых свойств при раз­работке системы профессионального отбора позволит повысить достоверность прогноза и сделать процедуру отбора более экономичной.

Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план — описатель­ный— имеет своей целью составление профессиограммы, описы­вающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй -план предполагает углубленный психологиче­ский анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного взаимосоот­ветствия этих компонентов системы «человек — профсреда». Методы системного анализа деятельности активно разрабаты­ваются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенст­вование открывает перед психологией труда новые перспективы.