logo
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

§ 21. Критерии обученности

При планировании процесса обучения и при разработке тре­нажера оказывается необходимым построение системы крите­риев и показателей, опираясь на которые можно строить про­цесс обучения. Этими критериями определяются и выбор мето­дов оценки профессиональной подготовленности и уровень сформированности интеллектуальных умений и навыков. Пока­зателем сформированное профессиональных умений может служить также качество работы, характеристики которого под­робно рассмотрены в гл. 2 (с. 14—15).

В результате сформирования умений происходит изменение всей личности. «Формирование умений,—пишет Милерян,— всегда затрагивает сенсорную, интеллектуальную, мотивационную, волевую и эмоциональную сферы личности, неизменно спо­собствуя, при правильных методах руководства, воспитанию тех, личностных качеств, которые находят себе применение в данном виде трудовой деятельности» [71, с. 60]. В числе таких качеств он называет планомерность, предвидение хода событий, интеллектуальность и прогрессивность, проявляющиеся в тен­денции личности к прогрессивному развитию, самоусовершен­ствованию, ведущему к овладению все более сложными видами труда.