logo
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

§ 15. Мыслительные свойства

Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследова­лось Б. М. Тепловым и было названо им практическим [102]. Теплов отметил ряд особенностей практического мышления: 1) оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке; 2) создает­ся план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам; 3) почти всегда имеется жесткий лимит времени, создающий невозможность выдви­жения множества гипотез.

В дальнейшем, продолжая изучение мышления в . труде, В. Н. Пушкин предложил для него термин «оперативное» (от лат. opera — труд), т. е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, со­стоящую из операций и протекающую, быстро: «все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению» [86, с. 24]. Включение опера­тивного мышления вызывается проблемной ситуацией, под ко­торой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не при­менявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оператив­ным мышлением.

В, Н. Пушкин отмечает сходство оперативного мышления с творческим. И хотя мышление, вплетенное в трудовую дея­тельность, воссоздает по определенной . программе некоторый известный уже продукт труда, это не означает, по мнению Пуш­кина, принципиальной разницы механизмов. Даже планирова­ние,' осуществляемое по заданной программе, сохраняет свой интеллектуальный характер в силу того, что условия меняются изо дня в день, большая ответственность препятствует возник­новению автоматизмов, а в некоторых случаях оперативное мышление приводит к совершенно новым результатам, т. е. яв­ляется продуктивным.

В деятельности диспетчера, которую изучал В. Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степе­ни) оперативное мышление выполняет следующие функции: 1) планирование — мыслительная . деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определен­ный отрезок времени: 2) контроль и регулирование — специаль­ная деятельность по выполнению выработанного плана, тре­бующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой; 3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых про­цессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа; 4) диагностика — при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.

Диагностическая функция мышления в труде изучалась Р. Т. Сверчковой [94, 95]. Она показала, что для любого объ­екта диагностики характерно следующее: а) одно и то же от­клонение от нормы может быть результатом различных причин; б) одна причина может вызывать одновременно несколько след­ствий; в) комплексы следствий различных причин могут иметь большее или меньшее сходство; г) причины, как правило, скры­ты от непосредственного наблюдения и требуют специальной работы для их открытия; д) для выделения следствий (симпто­мов) также может быть необходима специальная работа; е) причинно-следственные связи в работе системы не исключа­ют случайностей.

Сверчкова сравнивала действия опытного наладчика и но­вичка, наладчика и инженера в ситуации решения диагности­ческой задачи. Действия начинающего наладчика были близки к методу проб, опытный специалист стремился к созданию полной картины неисправности, опирался в своих решениях на дополнительные, специфические симптомы неполадки, и прак­тически его поиск носил свернутый характер.

На лабораторной модели объекта диагностики Сверчкова раскрыла основные этапы формирования практического опыта решения диагностических задач. Первый этап характеризуется интенсивной поисковой деятельностью, выдвижением гипотез, мысленным моделированием связей и проверкой предположе­ний. На втором этапе испытуемые выявляют внутренние связи. Происходит перестройка в процессе рассуждения, испытуемые начинают мыслить от причины к следствию. Чем раньше проис­ходит у человека переориентировка со следствий на причины и вообще чем легче мысленные переходы от следствий к причи­нам и наоборот, тем успешнее он решает диагностические зада­чи. На третьем этапе мышление как бы передает эстафету узна­ванию на основе автоматизации связей. Вновь совершается путь от следствия к причине, но уже на другой основе. Изменяется и характер ошибок: если на первых этапах это главным обра­зом ошибки мышления, то на последнем — ошибки внимания и памяти.

Решение прогностических задач в трудовой деятельности исследовал С. Н. Архангельский [10], который изучал плани­рование передовыми рабочими своего труда и пришел к выво­ду, что это планирование может выступать в трех формах:

1. Ориентировочное планирование. Необходимость в нем воз­никает тогда, когда приходится решать новые производствен­ные задачи. Приступая к их выполнению, рабочий стремится осознать цель, критически оценить возможности ее достижения при помощи тех или иных средств. На основе ориентировочного планирования избирается направление, по которому может раз­ворачиваться производственная деятельность;

2. Организационное планирование, в процессе которого ра­бочий обдумывает все условия и определяет организационные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и по­вышение его производительности. Критически осмысливая воз­можность применения тех или иных способов организации труда, передовики стремятся его рационализировать;

3. Планирование исполнения, т. е. мысленное представление необходимой для выполнения работы системы действий, прие­мов, операций.

Каждый из этих этапов планирования требует значительных волевых усилий, умения сравнивать, анализировать, делать умо­заключения, предвидеть. С. Н. Архангельский показывает, что планирование всегда базируется на мысленном предвидении, представлении пространственной, временной и логической по­следовательности выполнения трудовых действий и операций, связанных с использованием техники, инструментов, материа­лов, которые в совокупности определяют ход процесса произ­водства [10].

Л. Л. Кондратьева показала 'возможность формирования навыков планирования в обучающем эксперименте. При этом она добилась переучивания ткачих со стажем, системати­чески не выполняющих план. Переход от ситуативных действий (по сенсомоторному типу) к планированию отдельных действий, а потом их последовательности с учетом вероятности измене­ний производственной ситуации позволил этим ткачихам за­метно повысить производительность труда [51].

Возможность формирования умения разрешать проблемные ситуации показана Г. С. Альтшулером, который организовал технические курсы с целью знакомить рабочих с основами методологии изобретательства. Десятки рабочих, посещавших курсы, вскоре получили авторские свидетельства. Приемы и спо­собы решения задач по устранению рассогласования между условиями и задачами деятельности описаны в книге Г. С. Альт-шулера [8], а психологический анализ процесса поиска и устра­нения «основного противоречия» дан в статье Г. С. Альтшулера и Р. Б. Шапиро [9].