§ 15. Мыслительные свойства
Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б. М. Тепловым и было названо им практическим [102]. Теплов отметил ряд особенностей практического мышления: 1) оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке; 2) создается план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам; 3) почти всегда имеется жесткий лимит времени, создающий невозможность выдвижения множества гипотез.
В дальнейшем, продолжая изучение мышления в . труде, В. Н. Пушкин предложил для него термин «оперативное» (от лат. opera — труд), т. е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, состоящую из операций и протекающую, быстро: «все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению» [86, с. 24]. Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не применявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оперативным мышлением.
В, Н. Пушкин отмечает сходство оперативного мышления с творческим. И хотя мышление, вплетенное в трудовую деятельность, воссоздает по определенной . программе некоторый известный уже продукт труда, это не означает, по мнению Пушкина, принципиальной разницы механизмов. Даже планирование,' осуществляемое по заданной программе, сохраняет свой интеллектуальный характер в силу того, что условия меняются изо дня в день, большая ответственность препятствует возникновению автоматизмов, а в некоторых случаях оперативное мышление приводит к совершенно новым результатам, т. е. является продуктивным.
В деятельности диспетчера, которую изучал В. Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степени) оперативное мышление выполняет следующие функции: 1) планирование — мыслительная . деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени: 2) контроль и регулирование — специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой; 3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа; 4) диагностика — при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.
Диагностическая функция мышления в труде изучалась Р. Т. Сверчковой [94, 95]. Она показала, что для любого объекта диагностики характерно следующее: а) одно и то же отклонение от нормы может быть результатом различных причин; б) одна причина может вызывать одновременно несколько следствий; в) комплексы следствий различных причин могут иметь большее или меньшее сходство; г) причины, как правило, скрыты от непосредственного наблюдения и требуют специальной работы для их открытия; д) для выделения следствий (симптомов) также может быть необходима специальная работа; е) причинно-следственные связи в работе системы не исключают случайностей.
Сверчкова сравнивала действия опытного наладчика и новичка, наладчика и инженера в ситуации решения диагностической задачи. Действия начинающего наладчика были близки к методу проб, опытный специалист стремился к созданию полной картины неисправности, опирался в своих решениях на дополнительные, специфические симптомы неполадки, и практически его поиск носил свернутый характер.
На лабораторной модели объекта диагностики Сверчкова раскрыла основные этапы формирования практического опыта решения диагностических задач. Первый этап характеризуется интенсивной поисковой деятельностью, выдвижением гипотез, мысленным моделированием связей и проверкой предположений. На втором этапе испытуемые выявляют внутренние связи. Происходит перестройка в процессе рассуждения, испытуемые начинают мыслить от причины к следствию. Чем раньше происходит у человека переориентировка со следствий на причины и вообще чем легче мысленные переходы от следствий к причинам и наоборот, тем успешнее он решает диагностические задачи. На третьем этапе мышление как бы передает эстафету узнаванию на основе автоматизации связей. Вновь совершается путь от следствия к причине, но уже на другой основе. Изменяется и характер ошибок: если на первых этапах это главным образом ошибки мышления, то на последнем — ошибки внимания и памяти.
Решение прогностических задач в трудовой деятельности исследовал С. Н. Архангельский [10], который изучал планирование передовыми рабочими своего труда и пришел к выводу, что это планирование может выступать в трех формах:
1. Ориентировочное планирование. Необходимость в нем возникает тогда, когда приходится решать новые производственные задачи. Приступая к их выполнению, рабочий стремится осознать цель, критически оценить возможности ее достижения при помощи тех или иных средств. На основе ориентировочного планирования избирается направление, по которому может разворачиваться производственная деятельность;
2. Организационное планирование, в процессе которого рабочий обдумывает все условия и определяет организационные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и повышение его производительности. Критически осмысливая возможность применения тех или иных способов организации труда, передовики стремятся его рационализировать;
3. Планирование исполнения, т. е. мысленное представление необходимой для выполнения работы системы действий, приемов, операций.
Каждый из этих этапов планирования требует значительных волевых усилий, умения сравнивать, анализировать, делать умозаключения, предвидеть. С. Н. Архангельский показывает, что планирование всегда базируется на мысленном предвидении, представлении пространственной, временной и логической последовательности выполнения трудовых действий и операций, связанных с использованием техники, инструментов, материалов, которые в совокупности определяют ход процесса производства [10].
Л. Л. Кондратьева показала 'возможность формирования навыков планирования в обучающем эксперименте. При этом она добилась переучивания ткачих со стажем, систематически не выполняющих план. Переход от ситуативных действий (по сенсомоторному типу) к планированию отдельных действий, а потом их последовательности с учетом вероятности изменений производственной ситуации позволил этим ткачихам заметно повысить производительность труда [51].
Возможность формирования умения разрешать проблемные ситуации показана Г. С. Альтшулером, который организовал технические курсы с целью знакомить рабочих с основами методологии изобретательства. Десятки рабочих, посещавших курсы, вскоре получили авторские свидетельства. Приемы и способы решения задач по устранению рассогласования между условиями и задачами деятельности описаны в книге Г. С. Альт-шулера [8], а психологический анализ процесса поиска и устранения «основного противоречия» дан в статье Г. С. Альтшулера и Р. Б. Шапиро [9].
- Оглавление
- Раздел I психология труда г л а в а 1 история психологии труда, ее предмет и задачи
- § 1. Предмет психологии труда
- § 2. История возникновения и развития психологии труда
- § 3. Задачи психологии труда
- § 4. Понятие и критерии профессиональной успешности
- § 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией
- Глава 3. Психологическое изучение профессий
- § 6. Профессиография
- § 7. Изучение профессий с позиций системного подхода
- § 8. Методы психологического изучения профессий
- Профессиографические методы
- IV. Причины отклонений
- V. Принятие решения
- VI. Ошибки
- Личностные методы
- Алгоритмический метод описания трудового процесса
- Структурный метод
- Системный анализ
- Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика
- § 9. Индивидуально-типологические свойства
- § 10 Сенсорные и перцептивные свойства
- § 11. Аттенционные свойства
- § 12. Психомоторные свойства
- § 13. Мнемические свойства
- § 14. Имажинитивные свойства
- § 15. Мыслительные свойства
- § 16. Волевые свойства
- Глава 5 формирование профессиональных умений и навыков
- § 17. Навыки, умения, их классификация
- § 18. Этапы формирования навыков
- § 19. Тренировка и тренажеры
- § 20. Интеллектуальные умения
- § 21. Критерии обученности
- § 22. Психологические предпосылки переучивания
- Глава 6 мотивы профессиональной деятельности
- § 23. Классификация и структура мотивов
- § 24. Методы исследования мотивов
- Глава 7. Состояния человека в труде
- § 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация
- § 26. Состояние утомления
- § 27. Состояние монотонности
- § 28. Эмоциональное напряжение
- § 29. Состояние психологической готовности к деятельности
- § 30. Условия труда и психические состояния человека
- § 31. Индивидуализация условий труда
- § 32. Методы оценки психических состояний человека
- Глава 8 прогнозирование успешности деятельности
- § 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности
- § 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности
- § 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств
- 1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд
- II. Требования к психике диспетчера увд
- Требования к сенсорным и перцептивным свойствам
- Требования к аттенционным свойствам.
- Требования к мнемическим свойствам.
- Требования к имажинитивным свойствам.
- Требования к мыслительным свойствам.
- Требования к психомоторным свойствам.
- Требования к речевым и коммуникативным свойствам.
- Эмоционально-волевые свойства.
- Раздел II
- Глава 1 инженерная психология как наука
- § 1. Определение инженерной психологии
- §2. Цель и стратегия инженерной психологии
- §3. Задачи инженерной психологии
- Глава 2 инженерно-психологическое проектирование деятельности
- § 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования
- § 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования
- IV. Разработка обслуживающей подсистемы
- V. Достижение заданных надежности и эффективности функционирования системы
- VI. Разработка дистанционной подсистемы
- Г л а в а 3 методы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 7. Качественные методы
- § 8. Количественные методы
- § 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании
- Г л а в а 4
- § 10. Организация взаимодействия человека с эвм
- §11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога «человек — эвм»
- § 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
- § 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в эвм
- § 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации
- * * *