Требования к мыслительным свойствам.
Непрерывные изменения воздушной обстановки предъявляют повышенные требования к скорости протекания мыслительных процессов. Человек, именуемый в просторечии тугодумом, едва ли справится с задачами управления воздушным движением. Скорость протекания мыслительных процессов связана с природными типологическими особенностями и не поддается • изменениям под влиянием тревиров1КИ.
Несомненное значение имеет взаимодействие первой и второй сигнальных систем (образного и понятийного мышления). В связи с тем значением образного мышления для диспетчера УВД, о котором говорилось выше, вероятно, предпочтительно их равновесие или преобладание образного мышления. Однако это предположение подлежит экспериментальной проверке.
Для работы в оптимальном режиме важна аналитическая функция мышления (анализ, сопоставление, оценка ситуаций). В экстремальных ситуациях для создания плана действия, построения новой концентуальной модели первостепенное значение приобретает синтетическая функция.
Необходимо подчеркнуть также особую роль такого свойства, как критичность мышления (лежащая в основе самоконтроля).Важнейшая и ответственнейшая задача диспетчера УВД — принятие решений — возникает преимущественно при работе в экстремальном режиме и для выводов, касающихся психических свойств, необходимых для успешного принятая решения, следует провести дополнительный анализ деятельности диспетчера УВД в экстремальных ситуациях.
Для выработки правильного решения имеют значение не только мыслительные, но и эмоционально-волевые свойства личности. С помощью специального обучения и оптимизации способов предъявления информации можно повысить эффективность подготовки к принятию и реализации решений.
- Оглавление
- Раздел I психология труда г л а в а 1 история психологии труда, ее предмет и задачи
- § 1. Предмет психологии труда
- § 2. История возникновения и развития психологии труда
- § 3. Задачи психологии труда
- § 4. Понятие и критерии профессиональной успешности
- § 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией
- Глава 3. Психологическое изучение профессий
- § 6. Профессиография
- § 7. Изучение профессий с позиций системного подхода
- § 8. Методы психологического изучения профессий
- Профессиографические методы
- IV. Причины отклонений
- V. Принятие решения
- VI. Ошибки
- Личностные методы
- Алгоритмический метод описания трудового процесса
- Структурный метод
- Системный анализ
- Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика
- § 9. Индивидуально-типологические свойства
- § 10 Сенсорные и перцептивные свойства
- § 11. Аттенционные свойства
- § 12. Психомоторные свойства
- § 13. Мнемические свойства
- § 14. Имажинитивные свойства
- § 15. Мыслительные свойства
- § 16. Волевые свойства
- Глава 5 формирование профессиональных умений и навыков
- § 17. Навыки, умения, их классификация
- § 18. Этапы формирования навыков
- § 19. Тренировка и тренажеры
- § 20. Интеллектуальные умения
- § 21. Критерии обученности
- § 22. Психологические предпосылки переучивания
- Глава 6 мотивы профессиональной деятельности
- § 23. Классификация и структура мотивов
- § 24. Методы исследования мотивов
- Глава 7. Состояния человека в труде
- § 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация
- § 26. Состояние утомления
- § 27. Состояние монотонности
- § 28. Эмоциональное напряжение
- § 29. Состояние психологической готовности к деятельности
- § 30. Условия труда и психические состояния человека
- § 31. Индивидуализация условий труда
- § 32. Методы оценки психических состояний человека
- Глава 8 прогнозирование успешности деятельности
- § 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности
- § 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности
- § 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств
- 1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд
- II. Требования к психике диспетчера увд
- Требования к сенсорным и перцептивным свойствам
- Требования к аттенционным свойствам.
- Требования к мнемическим свойствам.
- Требования к имажинитивным свойствам.
- Требования к мыслительным свойствам.
- Требования к психомоторным свойствам.
- Требования к речевым и коммуникативным свойствам.
- Эмоционально-волевые свойства.
- Раздел II
- Глава 1 инженерная психология как наука
- § 1. Определение инженерной психологии
- §2. Цель и стратегия инженерной психологии
- §3. Задачи инженерной психологии
- Глава 2 инженерно-психологическое проектирование деятельности
- § 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования
- § 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования
- IV. Разработка обслуживающей подсистемы
- V. Достижение заданных надежности и эффективности функционирования системы
- VI. Разработка дистанционной подсистемы
- Г л а в а 3 методы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 7. Качественные методы
- § 8. Количественные методы
- § 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании
- Г л а в а 4
- § 10. Организация взаимодействия человека с эвм
- §11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога «человек — эвм»
- § 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
- § 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в эвм
- § 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации
- * * *