1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд
Высокое качество деятельности диспетчера УВД определяется адекватностью его действий изменениям профессиональной среды. Профессиональная среда диспетчера включает в себя природные элементы (высота облачности, ветер, осадки и другие метеоявления, состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП) и т. д.), технические элементы (управляемые объекты — воздушные суда; радиотехнические средства, наземное оборудование аэропорта и т. д.) и социальные элементы (экипажи воздушных судов, диспетчеры других пунктов, работники служб, пассажиры). Взаимодействие диспетчера как субъекта труда и его профсреды может нарушаться в аилу различных непредвиденных изменений в любом из элементов, например в результате отказа одного из радиотехнических устройств, неблагоприятных погодных условий, неправильных действий экипажа и т. д. Оптимальные условия предполагают постепенные, предсказуемые изменения воздушной обстановки, стабильные характеристики профессиональной среды.
На данном этапе анализа психологического содержания профессиональных задач диспетчера мы ограничиваемся оптимальным режимом, в котором деятельность диспетчера УВД рассматривается нами на определенном уровне обобщения, соответствующем технологическому описанию профессиональных задач, без учета конкретных ситуаций и индивидуальных способов деятельности. В связи с этим нами была сделана попытка раскрыть психологическое содержание основных задач, которые диспетчеры обязаны выполнять в соответствии с различными инструкциями, регламентирующими их деятельность на всех этапах управления воздушным движением (таблица).
Можно разделить психологические задачи, решаемые диспетчером УВД, на три большие группы: А) задачи, связанные с приемом информации;
Этап деятельности | Профессиональные задачи | Психологическое содержание задач |
1 | 2 | 3 |
I. Подготовка к дежурству | 1. Знать фактическую и прогнозируемую погоду в районе аэродрома я в районе запасных аэродромов 2. Знать все ограничения и запреты на полеты в районе аэродрома 3. Знать о наличии особых рейсов 4. Знать имеющиеся распоряжения и указания по управлению движением воздушных судов (схемы полетов, сведения о занятости отдельных эшелонов « т. д.) | 1. Принять информацию, поступающую в словесной и цифровой форме в основном по слуховому каналу (инструктаж) и по зрительному (табло метеоданных) 2. Осмыслить, логически переработать (сопоставить, классифицировать) полученную информацию 3. Закрепить в логической и образной памяти информацию, необходимую для решения задач УВД 4. Создать установку на мгновенное выборочное воспроизведение необходимой порции информации |
II. Прием дежурства на рабочем месте | 1. Проверить работу всего комплекса радиотехобеспечения рабочего места 2. Настроить (под свои зрительные и слуховые анализаторы) изображение, яркость, фокусировку, усиление радиосигнала 3. Уточнить \у сменного диспетчера курс взлета и курс посадки, фактическую погоду, наличие и характер ограничений и запретов, воздушную обстановку (количество, типы, номера, местонахождение воздушных судов, их высоту и направление), нижний безопасный эшелон, зоны ожидания, план полетов | 1. Принять информацию, поступающую от радиотехнического комплекса 2. Сопоставить эту информацию с представлениями о нормальной работе аппаратуры и характеристиках сигналов 3. При настройке пользоваться знаниями о причинно-следственных связях между характеристиками сигналов и органами управления 4. Владеть навыками манипулирования органами управления радиотехническим комплексом 5. Принять словесную информацию о воздушной обстановке и других компонентах производственной ситуации 6. Осмыслить, логически переработать полученную информацию(сопоставить, классифицировать) 7. Закрепить в образной и логической памяти необходимую информацию 8. Сконструировать в воображении образ воздушной обстановки — целостный, динамический, цространственно-временной |
III. Управление воздушным движением судов при взлете. IV. Управление воздушным движением судов при посадке | 1. Получить информацию аэродромного диспетчерского пункта по каждому взлетающему воздушному судну (ВС) 2. Сообщить диспетчеру пункта посадки условия входа воздушного судна в зону 3. Установить радио-связь с взлетающим воздушным судном. Передать экипажу условия выхода из района аэропорта 4. Контролировать продвижение ВС по установленной схеме полета 5. Обеспечить продольное, баковое и вертикальное эшелонирование воздушных судов в своей зоне 6. Передать ВС диспетчеру районного диспетчерского пункта (РДП), радиосвязи — место воздушного судна (выход из зоны) 1. Принять от диспетчера РДП информацию о воздушном судне, входящем в район аэродрома 2. Передать диспетчеру РДП условия входа ВС в район подхода 3. Идентифицировать воздушное судно с помощью радиолокатора и УКВ-пеленгатара 4. Установить радиосвязь с ВС, входящим в зону 5. Управлять движением воздушного судна 6. Согласовать с диспетчером посадки условия входа ВС в зону посадки 7. Дать указания на связь с диспетчером посадки и путем прослушивания убедиться, что диспетчер круга привял управление воздушным судном | 1. Опознать и идентифицировать сигналы на экране радиолокатора 2. Принимать информацию в речевой форме, часто закодированную. Декодировать ее 3. Сопоставлять положение объекта «а экране со слуховой информацией, полученной от экипажа ВС 4. Устойчиво сохранять внимание на зрительных и слуховых си пиалах 5. Своевременно переключать внимание на те или иные элементы производственной ситуации. 6. Распределять внимание между различными источниками информации 7. Запоминать необходимую информацию о воздушных судах и сохранять ее до выхода воздушного судна из зоны 8. Избирательно вспоминать данные, необходимые для решения той или иной задачи 9. Забывать (выбрасывать из памяти) данные о ВС, вышедших из зоны или совершивших посадку 10. Строить пространственный образ воздушной обстановки (с опорой на слуховое и зрительное восприятие) и перестраивать пространственный образ воздушной ситуации по мере изменения обстановки 11. Прогяозировать изменения ситуации (ее пространственно - временного образа) 12. Осуществлять последовательность умственных действий для реализации готового алгоритма (сравнивать данные о ВС, оценивать их положение с точки зрения безопасности движения) 13. Принимать решение при возникновении непредвиденной ситуации: — оценивать воздушную обстановку, — выбирать средства для ее изменения., — определять необходимую последовательность действий для реализации решения |
На всех этапах |
| 1. Вести радиопереоворы, лаконично, четко передавая команды и сообщения, сохраняя спокойный тон в любой ситуации 2. Сохранять собранность в непредвиденных ситуациях 3. Проявлять самообладение в конфликтных ситуациях 4. Длительно вести интенсивную работу по управлению воздушным движением, не ухудшая качества и не снижая темпа |
Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации.
А. Задачи, связанные с приемом информации
1.Сенсорные задачи в чистом виде перед диспетчером УВД возникают очень редко. Даже такие, на первый взгляд, чисто сенсорные задачи, как задача различить цвета сигнальных лампочек или градации яркости светящихся точек на экране локатора, включены в акт опознания целостных объектов, неразрывно связанных с конкретной ситуацией. Поэтому в данном случае правильнее говорить о сенсорно-перцептивных задачах.
2. Перцептивные задачи — это задачи восприятия с помощью анализаторов целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их отдельных свойств и пространственно-временных характеристик. Возрастающее значение этих задач в трудовом процессе — одна из отличительных особенностей современного автоматизированного производства и характерной для него операторской деятельности.
Перцептивные задачи в деятельности диспетчера УВД связаны как со зрительным, так и со слуховым анализатором. Задача восприятия как непосредственной (инструктаж), тал и опосредованной техническими устройствами (радиотелефон, внутренняя телефонная связь) речи возникает перед диспетчером непрерывно. Для этой задачи характерны: а) специальный служебный язык, знание которого является обязательным условием правильного приема и декодирования речевой информации; б) хорошая техническая оснащенность, почти исключающая помехи и искажения речи, воспринимаемой диспетчером.
Зрительная информация поступает к диспетчеру УВД в образно-схематической <и цифровой форме. Изображения на экране обзорного локатора и на табло метеоданных требуют декодирования, однако обладают достаточным размером, четкостью, контрастностью и не предъявляют повышенных требований к зрительному анализатору человека.
Своеобразной перцептивной задачей диспетчера УВД является необходимость зрительно-пространственной оценки расстояния между воздушными судами на обзорном локаторе. Это глазомерная задача, требующая соответствующих навыков.
3. С перцептивными задачами органически связаны аттенционные. С помощью внимания организуется целенаправленное восприятие информации. К аттенционным задачам диспетчера УВД относятся: а) задачи сохранения устойчивого внимания на управляемых объектах, б) необходимость своевременно переключать внимание с одного объекта на другой с «оптимальной скоростью в необходимой последовательности, в) распределение внимания на ряде существенных элементов рабочей ситуации.
Б. Задачи, связанные с сохранением и переработкой информации
1. Мнемические задачи предъявляют требования к функционированию двух видов памяти: долговременной и оперативной. Оперативная память используется для сохранения вновь воспринятой .информации в течение относительно короткого времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долговременной памяти.
Информация о параметрах движения воздушных судов сохраняется в оперативной памяти, информация о параметрах взлетно-посадочной полосы, зоны аэропорта, служебный язык, должностные инструкции, алгоритмы' решения типичных задач и т. п. сохраняются в долговременной памяти диспетчера.
Мнемические задачи включают в себя: а) запоминание; б) сохранение; в) точное и своевременное воспроизведение; г) забывание информации потерявшей свою актуальность.
2. Имажинитивные задачи занимают, на наш взгляд особое место в деятельности диспетчера УВД. На основании разнородной информации диспетчер строит сложный, пространственно-временной, динамический образ воздушной обстановки, руководствуясь которым принимает все решения. Имажиннтивиые задачи включают: а) создание адекватного представления на основе полученной закодированной информации, б) соединение этих представлений в единый сложный образ (концептуальную модель), в) оперирование этими представлениями, их перестройку, позволяющую предвидеть изменения воздушной обстановки.
3. Мыслительные задачи. При работе диспетчера УВД в оптимальном режиме эти задачи оказываются менее сложными, чем в режиме экстремальном. Однако и в оптимальных условиях работы эти задачи многочисленны и разнообразны. Диспетчеру нужно: а) выявить взаимосвязи .между элементами производственной ситуации (например, несколькими управляемыми объектами, погодными условиями, имеющимися ограничениями и запретами); б) оценить воздушную обстановку; в) выбрать один из известных алгоритмов, более адекватный воздушной обстановке; г) прогнозировать изменения воздушной обстановки «а основе знания закономерностей ее динамики; д) установить причину возникших 'рассогласований -между прогнозируемой и фактической ситуациями (диагноз); е) принять правильное решение в неожиданной, новой -ситуации, найти средства для реализации этого решения и определить необходимую последовательность действий.
В. Задачи, связанные с передачей информации диспетчером УВД
Это задачи перцептивно-моторные и рече-моторные. Перцептивно-моторные действия осуществляются диспетчером при наборе номера самолета на табло-эшелонаторе, при включении радиопереговорных устройств, при подстройке аппаратуры (регулировка изображения).
Речемоторные задачи (речевая передача сообщений по внутреннему телефону громкоговорящей 'связи, радиотелефону) тесно связаны с задачами коммуникативными (адекватный тон общения, форма общения и пр.). Требования, предъявляемые этими задачами, относятся не столько к внешним характеристикам речи (тембр, дикция, громкость), сколько к содержательной ее стороне (ясность высказываний, лаконичность, четкость формулировок).
- Оглавление
- Раздел I психология труда г л а в а 1 история психологии труда, ее предмет и задачи
- § 1. Предмет психологии труда
- § 2. История возникновения и развития психологии труда
- § 3. Задачи психологии труда
- § 4. Понятие и критерии профессиональной успешности
- § 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией
- Глава 3. Психологическое изучение профессий
- § 6. Профессиография
- § 7. Изучение профессий с позиций системного подхода
- § 8. Методы психологического изучения профессий
- Профессиографические методы
- IV. Причины отклонений
- V. Принятие решения
- VI. Ошибки
- Личностные методы
- Алгоритмический метод описания трудового процесса
- Структурный метод
- Системный анализ
- Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика
- § 9. Индивидуально-типологические свойства
- § 10 Сенсорные и перцептивные свойства
- § 11. Аттенционные свойства
- § 12. Психомоторные свойства
- § 13. Мнемические свойства
- § 14. Имажинитивные свойства
- § 15. Мыслительные свойства
- § 16. Волевые свойства
- Глава 5 формирование профессиональных умений и навыков
- § 17. Навыки, умения, их классификация
- § 18. Этапы формирования навыков
- § 19. Тренировка и тренажеры
- § 20. Интеллектуальные умения
- § 21. Критерии обученности
- § 22. Психологические предпосылки переучивания
- Глава 6 мотивы профессиональной деятельности
- § 23. Классификация и структура мотивов
- § 24. Методы исследования мотивов
- Глава 7. Состояния человека в труде
- § 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация
- § 26. Состояние утомления
- § 27. Состояние монотонности
- § 28. Эмоциональное напряжение
- § 29. Состояние психологической готовности к деятельности
- § 30. Условия труда и психические состояния человека
- § 31. Индивидуализация условий труда
- § 32. Методы оценки психических состояний человека
- Глава 8 прогнозирование успешности деятельности
- § 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности
- § 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности
- § 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств
- 1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд
- II. Требования к психике диспетчера увд
- Требования к сенсорным и перцептивным свойствам
- Требования к аттенционным свойствам.
- Требования к мнемическим свойствам.
- Требования к имажинитивным свойствам.
- Требования к мыслительным свойствам.
- Требования к психомоторным свойствам.
- Требования к речевым и коммуникативным свойствам.
- Эмоционально-волевые свойства.
- Раздел II
- Глава 1 инженерная психология как наука
- § 1. Определение инженерной психологии
- §2. Цель и стратегия инженерной психологии
- §3. Задачи инженерной психологии
- Глава 2 инженерно-психологическое проектирование деятельности
- § 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования
- § 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования
- IV. Разработка обслуживающей подсистемы
- V. Достижение заданных надежности и эффективности функционирования системы
- VI. Разработка дистанционной подсистемы
- Г л а в а 3 методы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 7. Качественные методы
- § 8. Количественные методы
- § 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании
- Г л а в а 4
- § 10. Организация взаимодействия человека с эвм
- §11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога «человек — эвм»
- § 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
- § 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в эвм
- § 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации
- * * *