logo
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

§ 6. Профессиография

Любое исследование в области психологии труда, какие бы задачи — теоретические или прикладные — передним ни стояли, начинается с изучения конкретной профессиональной деятель­ности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы — описание социально-экономических, производ­ственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Принципы профессиографии сформулированы К. К. Плато­новым. Это принципы: комплексности, целенаправленности; принцип социально-политической активности, предполагающий включение в каждую профессиограмму элементов профпропаганды; принцип личностного подхода; принцип (надежности (тре­бования к помехоустойчивости личности); принцип дифферен­циации, предусматривающий различные специальности, входя­щие в данную профессию, и принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; наконец, прин­ципы перспективности и реальности [80].

В соответствии с первым из перечисленных принципов комплексный анализ предполагает:

— производственную характеристику профессии и ее специ­альностей;

— указание на экономическое значение профессии;

— социологическую и социально-психологическую характе­ристики (в том числе — особенности межличностных отношений, особенности коллектива, социальный престиж профессии);

— перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; здесь же приводятся сроки подготовки и перспективы продвижения работника;

— гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением так называемых «профвредностей»;

— перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинских противопоказаний к работе по дан­ной профессии;— составление психограммы.

Эта программа детализирована в методических рекоменда­циях ВНИИ профтехобразования [48], в соответствии с кото­рыми подготовлены сборники профеосиограмм для профессио­нального просвещения молодежи [50].

Содержание и объем психограммы зависят от цели, с кото­рой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут выступать профотбор, профориентация и профконсультация, производственное обучение, рационализация режима и условий труда.

Спецификой составления психограммы в целях профотбора является ориентация на изучение относительно более устойчи­вых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффек­тивности труда. Например, наиболее значимыми компонентами в структуре опособностей к водительским профессиям считаются сенсомоторные свойства, динамический глазомер, а также широ­кое распределение и быстрая переключаемость внимания. Интенсивность и сосредоточенность внимания характерны для работы часовщика и корректора; диспетчерские профессии предъявляют высокие требования к пространственным 'представ­лениям, оперативному мышлению, эмоциональной устойчивости и т. д.

Психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования к специалисту: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомленсируемые свой­ства и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии; во-вторых, только желательные, определя­ющие возможность достижения высокого уровня профессиональ­ного мастерства. Нельзя, например, игнорируя тот факт, что изучались средние рабочие, занижать психограмму, так же как нельзя ее завышать на основе изучения мастеров высшей ква­лификации. Рекомендуется также давать в професеиограмме перечень психологических противопоказаний, т. е. тех свойств личности, которые определяют неспособность к данной про­фессии.

Для профессионального просвещения молодежи требуются разнообразные знания о многих профессиях. Поэтому профессиограмма, составленная в целях профориентации и профконсулътации, отличается большой широтой содержания, доступ­ностью изложения. К. К. Платонов рекомендует составлять ее из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: основ­ной, рассчитанной на молодежь, и дополнительной, методиче­ской части, рассчитанной на мастеров и педагогов. Обе части целесообразно заканчивать списками литературы, рекомендуе­мой для лучшего ознакомления с данной профессией [80].

Иные задачи ставятся перед профессиограммой, когда иссле­дование организуется в целях рационализации процесса профес­сиональной подготовки. Спецификой психограммы в этом случае является установка на выявление в первую очередь тех профес­сионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профес­сиональным мастерством. Отысканию путей наиболее эффек­тивного обучения специалистов будет спообствовать сравни­тельный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В том и другом случае необходимо выделить характерные психологические структуры и сопоставить их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соот­ветствует требованиям, предъявляемым к профессионалу с боль­шим опытом работы. На основе такой профессиограммы в даль­нейшем намечаются мероприятия, направленные на рационали­зацию обучения [15, с. 13].

Рационализация режима и условий труда также начинается с изучения особенностей конкретной деятельности и составления ее профессиограммы. Так же как и в любой психограмме, здесь выявляются основные профессионально значимые свойства, наилучшее использование которых должно быть обеспечено путем оптимизации условий деятельности. Вместе с тем особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психи­ческих функций, динамика которых служит показателем наибо­лее слабых мест в организации труда [15, с. 15]. Например, существенное снижение функций зрительного анализатора к концу рабочего дня свидетельствует о необходимости рацио­нализации освещения, цветового решения интерьера и рабочего места и т. п. Изменение картины динамики психических функ­ций после того, как проведена работа по оптимизации условий труда, может служить индикантом эффективности проведенных мероприятий. Оценивая сдвиги в работоспособности в связи с особенностями профессиональной деятельности, необходимо учитывать наличие значительных индвидуальных различий в динамике пропускной способности анализаторов, скорости и точности реакций, в колебаниях устойчивости и в переключе­нии внимания.

Особым случаем профессиограммы, направленной на опти­мизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования. Анализ источников информации, которую получает оператор, способов ее обработ­ки, последовательности действий, требований к их скорости и надежности, описание специфических условий, в которых про­текает изучаемая деятельность, позволяют формулировать тре­бования к техническим средствам, в частности к способам и формам представления информации, к конструкции органов управления и т. д. Выявление типичных ошибок, допускаемых оператором, позволяет наилучшим образом перераспределить функции между человеком и машиной. Обобщенное представле­ние о возможностях человека, принятое в инженерной психоло-гии, не должно 'подменяться образом обобщенного оператора, работающего в системе вообще.

Структура профессиограммы, объем ее отдельных частей, степень обобщенности или детальности описания тех или иных особенностей деятельности определяются задачей ее изучения. В психотехнике, а затем в психологии труда разрабатывались многочисленные схемы профессиограмм. Примером современной профессиографической схемы может служить схема, разрабо­танная В. Л. Марищуком [62]. Модифицированный вариант этой схемы опубликован в «Методологии исследований по инже­нерной психологии и психологии труда» [69].

Разработка профессиограммы и психограммы — первый, опи­сательный этап психологического изучения профессиональной деятельности. Высокого уровня в описании профессий достигли еще психотехники. В Приложении 1 приведена психограмма практикующего врача, опубликованная доктором философии Франциской Баумгартен в 1922 г. Несмотря на устаревшую во многом терминологию и на большие изменения аз самой вра­чебной деятельности, психограмма эта может служить приме­ром детальной разработки требований профессии к специалисту и обоснования этих требований конкретными задачами деятель­ности. Психограмма разметчика (Приложение 2) разработана В. Г. Местниковым, выпускником факультета психологии ЛГУ, который в течение нескольких лет работал на кораблестрои­тельном заводе в качестве разметчика. Эта психограмма может служить примером современного описания профессии и свиде­тельствует об эффективности такого изучения деятельности, в процессе которого исследователь имеет возможность сочетать в одном лице и наблюдаемого, и «наблюдателя.