§ 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности
Прогнозирование успешности деятельности представляет собой формирование прогноза — аргументированного вероятностного заключения об индивидуальном поведении в будущем. Для научно обоснованного формирования индивидуального прогноза должна быть разработана система прогнозирования успешности деятельности. Разработка системы прогнозирования деятельности включает следующие этапы:
— психологическое изучение деятельности;
— подбор и разработку методов извлечения исходной информации;
— разработку критериев;
— разработку правил преобразования исходной информации в интегральную диагностическую оценку;
— определение валидности системы прогнозирования деятельности.Т. Т. Джамгаров [26] так характеризует основные задачи перечисленных этапов. Исходным этапом разработки системы прогнозирования является психологический анализ деятельности. При этом опираются на требования, предъявляемые деятельностью к структуре психических свойств. Поскольку успешность деятельности зависит от степени взаимной структурной соотнесенности ее со способностями личности, изучение психологической структуры деятельности дает как бы отраженное представление о структуре способностей к ней. Кроме того, результаты изучения особенностей деятельности позволяют выбрать критерии для суждения о точности сделанных прогнозов. Следующий этап разработки системы прогнозирования заключается в выборе методов извлечения информации о профессионально значимых свойствах. Здесь важная роль принадлежит тестам.
Принято различать два основных подхода к конструированию тестовых методик — аналитический и синтетический. При аналитическом подходе вычленяют изучение отдельных психических свойств. Ко второму подходу относятся методические приемы, основанные на имитации или создании упрощенных моделей целостной деятельности и отдельных ее структурных элементов.
Каждый из этих подходов обладает своими преимуществами и недостатками. Определив возможности человека в отношении задач, выделенных при психологическом анализе деятельности, можно установить его пригодность не только для данной конкретной деятельности, но и для всех других случаев, где требуется такое же сочетание этих свойств. В этом смысле аналитический подход является предпочтительным, так как использование синтетических методик для прогнозирования успешности деятельности человека в определенной ситуации вряд ли дает основания для предсказания уровня его функционирования в случае, если структура системы будет частично или полностью отличаться от структуры применяемых для прогнозирования технических средств.
Главным из недостатков аналитического подхода является фрагментарный, «разорванный» характер получаемой информации. Показатели психологических испытаний, получаемые с помощью аналитических методик, отнюдь не равнозначны и не совпадают с данными исследования этих же функций в их структурной взаимосвязи в условиях совмещенной деятельности. Это объясняет, как правило, низкую диагностическую ценность методик подобного типа. Существенно и то, что конкретные особенности построения теста и условий его применения заметно влияют на частоту и полноту информации об изучаемом психическом свойстве.
Синтетические приемы диагностики способностей являются, как показывает опыт, более прогвостичными. Это объясняется тем, что в этих методиках с большей или меньшей полнотой и адекватностью моделируется деятельность. Основным недостатком методик синтетического типа является то, что при их использовании удается в основном получить лишь итоговый результат выполнения испытательного задания, а это практически сильно затрудняет структурную диагностику успешности деятельности и, следовательно, ее структурный прогноз.
Можно с большим основанием полагать, что оптимальная конструкция диагностических методик должна, во-первых, в определенной мере сочетать достоинства аналитических и синтетических методик и, во-вторых, обладать еще одним важным качеством — возможностью исследований индивидуального своеобразия взаимосвязи и взаимодействия изучаемых свойств в процессе модельного опыта. Указанным требованиям в наибольшей степени будут удовлетворять методики комплексного характера.
Третий этап заключается в выборе или разработке критерия— объективной меры успешности деятельности. Таким образом, критерий представляет собой то, что должно быть предсказано. Критерий используется на последующих этапах разработки систем прогнозирования для определения информативности показателей и методик и для верификации прогноза.
Подбор показателей, которые будут использоваться в качестве критерия, осуществляется на основе психологического анализа деятельности. Общие требования, предъявляемые к показателям, могут быть сведены к следующим основным положениям или принципам: адекватность этих показателей с точки зрения целей системы прогнозирования; преимущественное использование объективных показателей, характеризующих успешность деятельности в широком смысле этого слова; применение нескольких показателей с выделением ведущего или обобщающей оценки успешности. Требование преимущественного использования объективных показателей не отрицает возможности привлечения и субъективных оценок обучающих лиц, экспертов и т. д.
На четвертом этапе уточняются приемы получения исходной информации и разрабатываются правила ее преобразования в интегральную диагностическую оценку. Решающую роль здесь играет выбор или адаптация статистического алгоритма. От выбора соответствующего алгоритма зависит полнота и рациональность использования извлеченной при помощи различных методов информации.
Задачи, которые решают с помощью статистического алгоритма, заключаются в определении информативных показателей и методик, разработке правила сведения информативных показателей в один интегративный показатель и установлении границ классов значений этого показателя для формирования прогноза. Решение поставленных задач осуществляется при помощи эмпирической процедуры. На некоторой выборке испытуемых нужно извлечь информацию при помощи показателей и методик, отобранных на основе психологического анализа деятельности, а также получить индивидуальные оценки успешности деятельности.
Следующая задача заключается в оценке степени информативности информативных показателей. Поскольку индивидуальный прогноз успешности деятельности, как правило, осуществляется в форме отнесения 'индивида к одному из нескольких классов, то, следовательно, возникает необходимость сведения нескольких информативных показателей в один интегративный. Для этого необходимо прежде всего суммировать информативные показатели. Но простая сумма не дает представления о величине вклада каждого показателя в оценку критерия. Некоторые из показателей обычно имеют большее значение для оценки критерия, поэтому они должны входить в сумму с большими весами. Таким образом, вес показателя соответствует степени его информативности, т. е. величине его вклада в оценку успешности деятельности или критерия. Следовательно, задача статистического алгоритма сводится к нахождению весов всех информативных показателей. Этот шаг разработки системы заключается в том, что при помощи статистического алгоритма из имеющихся экспериментальных данных определяются веса показателей и сводятся в таблицу.
Существующие статистические алгоритмы, используемые в системах прогнозирования успешности деятельности, можно разделить на пять групп:
1) сравнительный анализ крайних групп;
2) метод корреляционных плеяд;
3) факторный анализ;
4) последовательный анализ;
5) регрессионный анализ.
Завершающим этапом разработки системы прогнозирования является определение ее валидности — того, насколько хорошо система работает, как выполняет то, для чего предназначена. Этот этап является, следовательно, контрольным испытанием системы.
Процедура нахождения валидности системы состоит в следующем. На репрезентативной выборке испытуемых при помощи информативных методик и показателей получают исходную информацию. Затем переходят к формированию диагноза. Следующий шаг — получение на той же выборке объективных характеристик успешности деятельности. Эти данные и позволяют оценить, насколько точный прогноз можно сформировать при помощи разработанной системы. Сопоставление с критерием на одной и той же выборке испытуемых называется верификацией прогноза.
Знание валидности системы прогнозирования позволяет оценить ее с точки зрения приемлемости для практического использования. На основании полученной оценки можно сделать вывод о необходимости внесения в систему изменений, повышающих ее прогностическую эффективность.
Если система является валидной, точной, то на этом ее разработка заканчивается. Система должна быть оформлена в виде руководства, содержащего ее описание, правила пользования ею и коэффициенты валидности.
Таким образом, нужно отличать разработку системы прогнозирования от ее использования. Система разрабатывается один раз, а затем осуществляется использование системы. Использование системы заключается в формировании с ее помощью индивидуальных прогнозов успешности деятельности.
Формирование индивидуального прогноза успешности проходит несколько стадий. На первой стадии при помощи информативных методик получают информацию о структуре личности. На второй стадии полученную информацию представляют в виде значений информативных показателей. На третьей стадии значения информативных показателей объединяют в один интегративный при помощи таблиц весов. На заключительной стадии на основании границ значений для интегративного показателя осуществляется его преобразование в прогноз. Прогноз формулируется, как правило, в терминах отнесения индивида к одному из нескольких классов, определяемых целями системы прогнозирования.
Основной причиной статичности и обезличенности при интерпретации исходной диагностической информации Т. Т. Джамгаров [28] считает тот факт, что диагностическая оценка успешности рассматривается независимо от истории развития личности обследуемого. Между тем можно предположить, что одинаковые диагностические оценки, полученные разными лицами, могут иметь весьма различное прогностическое значение, поскольку остается невыясненной степень раскрытости или проявленности потенциала способностей. Другими словами, задача состоит в том, чтобы попытаться хотя бы приближенно определить, какому этапу индивидуального развития данных способностей соответствует полученная экспериментальным путем их диагностическая оценка, и на этой основе произвести коррекцию обобщенных диагностических оценок.
Имеющиеся данные позволяют установить ряд различительных признаков, устойчиво определяющих неоднородность состава кандидатов для деятельности и тем самым существенно влияющих на прогностическую точность диагностических оценок. К числу значимых различительных признаков относятся возраст (кандидатов, характер предшествующей трудовой или учебной деятельности. Т. Т. Джамгаров доказал также значение опыта занятий тем или иным видом спорта для успешности овладения некоторыми видами деятельности [26].Перечисленные показатели следует рассматривать как дополнительную диагностическую информацию «нетестового» характера, которую, в отличие от исходной диагностической информации, получаемой с помощью экспериментальных методик, можно назвать диагностической информацией второго порядка. Особенностями данной информации являются высокая надежность и объективность, а также простота получения.
Можно предположить, что наибольшая эффективность системы прогнозирования в целом может быть достигнута при взаимосвязанном анализе и использовании диагностической информации первого и второго порядков. Использование диагностической информации второго порядка призвано придать системе прогнозирования в определенной мере личноетно-структурный и динамический характер. Практически это осуществляется путем введения обоснованных поправок в индивидуальные диагностические оценки.
- Оглавление
- Раздел I психология труда г л а в а 1 история психологии труда, ее предмет и задачи
- § 1. Предмет психологии труда
- § 2. История возникновения и развития психологии труда
- § 3. Задачи психологии труда
- § 4. Понятие и критерии профессиональной успешности
- § 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией
- Глава 3. Психологическое изучение профессий
- § 6. Профессиография
- § 7. Изучение профессий с позиций системного подхода
- § 8. Методы психологического изучения профессий
- Профессиографические методы
- IV. Причины отклонений
- V. Принятие решения
- VI. Ошибки
- Личностные методы
- Алгоритмический метод описания трудового процесса
- Структурный метод
- Системный анализ
- Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика
- § 9. Индивидуально-типологические свойства
- § 10 Сенсорные и перцептивные свойства
- § 11. Аттенционные свойства
- § 12. Психомоторные свойства
- § 13. Мнемические свойства
- § 14. Имажинитивные свойства
- § 15. Мыслительные свойства
- § 16. Волевые свойства
- Глава 5 формирование профессиональных умений и навыков
- § 17. Навыки, умения, их классификация
- § 18. Этапы формирования навыков
- § 19. Тренировка и тренажеры
- § 20. Интеллектуальные умения
- § 21. Критерии обученности
- § 22. Психологические предпосылки переучивания
- Глава 6 мотивы профессиональной деятельности
- § 23. Классификация и структура мотивов
- § 24. Методы исследования мотивов
- Глава 7. Состояния человека в труде
- § 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация
- § 26. Состояние утомления
- § 27. Состояние монотонности
- § 28. Эмоциональное напряжение
- § 29. Состояние психологической готовности к деятельности
- § 30. Условия труда и психические состояния человека
- § 31. Индивидуализация условий труда
- § 32. Методы оценки психических состояний человека
- Глава 8 прогнозирование успешности деятельности
- § 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности
- § 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности
- § 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств
- 1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд
- II. Требования к психике диспетчера увд
- Требования к сенсорным и перцептивным свойствам
- Требования к аттенционным свойствам.
- Требования к мнемическим свойствам.
- Требования к имажинитивным свойствам.
- Требования к мыслительным свойствам.
- Требования к психомоторным свойствам.
- Требования к речевым и коммуникативным свойствам.
- Эмоционально-волевые свойства.
- Раздел II
- Глава 1 инженерная психология как наука
- § 1. Определение инженерной психологии
- §2. Цель и стратегия инженерной психологии
- §3. Задачи инженерной психологии
- Глава 2 инженерно-психологическое проектирование деятельности
- § 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования
- § 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования
- IV. Разработка обслуживающей подсистемы
- V. Достижение заданных надежности и эффективности функционирования системы
- VI. Разработка дистанционной подсистемы
- Г л а в а 3 методы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 7. Качественные методы
- § 8. Количественные методы
- § 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании
- Г л а в а 4
- § 10. Организация взаимодействия человека с эвм
- §11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога «человек — эвм»
- § 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
- § 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в эвм
- § 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации
- * * *