logo
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

§ 30. Условия труда и психические состояния человека

Как уже упоминалось ранее, психические состояния утомле­ния и монотонности являются отрицательными состояниями че­ловека в трудовой деятельности, т. е. состояниями, снижающими его работоспособность. Условия труда в значительной степени обусловливают эти состояния. Отсюда следует, что рационали­зация условий труда является средством борьбы с отрицатель­ными психическими состояниями, а значит, и средством повы­шения производительности труда.

Социальная среда влияет на динамику мотивов трудовой дея­тельности и непосредственно (через групповую мораль, установ­ки, взаимоотношения в группе), и опосредованно (через состоя­ние человека). Так же опосредованно — через изменения состояния человека — влияет на его отношение к труду и физическая среда (санитарно-гигиенические факторы, организация рабочего места, режим труда и отдыха и т. д.).

В. Г. Асеев называет следующие пути воздействия на отрица­тельные психические состояния и предупреждение их: улучше­ние организации трудового процесса, эстетической и санитарно-гигиенической обстановки, создание благоприятного психологи­ческого климата в коллективе, рационализация режимов труда и отдыха и т. д. Словом, изменение условий труда в широком смысле [13].

Что касается факторов физической среды, то их специально изучают гигиенисты, физиологи, врачи, инженеры. Психологов интересует влияние условий физической среды на психическое состояние работающих. Замечено, что при усиленном освещении производительность труда может повыситься даже не потому, что повысилась зрительная чувствительность, а потому, что работать в светлом помещении более приятно. Сила света, па­дающего на рабочее место, должна быть достаточной во избежа­ние излишнего напряжения зрения при работе. Большая осве­щенность требуется в тех случаях, когда работа связана с мел­кими деталями. Согласно проведенным исследованиям, острота зрительной чувствительности повышается с усилением освеще­ния, но до каких пределов усиления освещения эта закономер­ность сохраняет свое значение, еще неясно.

Повысить зрительную чувствительность на работе можно не только усилением источника света, но и применением контра­стов. Белое на черном при несколько пониженной освещенности может ощущаться лучше, чем белое на сером фоне при нор­мальной освещенности.

Плохо действует на психическое состояние человека нерав­номерность освещения (появление в рабочей зоне блесков, ярких световых пятен, вызывающих раздражительность и утомление). Поэтому рекомендуется использовать матовые поверхности осветительных приборов, поэтому же равномерный дневной свет (если он достаточен) лучше света искусственного.

У гигиенистов существовало мнение, что вредно одновремен­ное сочетание искусственного освещения с естественным. Сейчас это мнение подвергается сомнению. Ясно, что сумеречное есте­ственное освещение, требующее напряженной адаптации,— не­благоприятное условие для работы и поэтому следует вводить дополнительное искусственное освещение.

Производились специальные исследования по вопросу о том, какой свет осветительного прибора лучше влияет на работу и прежде всего на психическое состояние рабочего. Сделан вы­вод, что предпочтительнее белое или желтовато-белое освеще­ние, а из цветных зеленое имеет преимущество перед синим и особенно перед красным.

Влияют на состояние человека во время работы и атмосферные условия: температура, состав воздуха, давление, движение воздуха, его физико-химические свойства и т. д.

Следующий фактор, неблагоприятно влияющий на психи­ку,— шум. Чем сознательнее и сложнее работа, тем более отри­цательно на нее действуют отвлекающие звуки. Когда рабочие действия совершаются в большей или меньшей степени автома­тически (как прочно сложившийся навык), посторонние звуки, если они не резки и не разнообразны, неблагоприятного дей­ствия на состояние человека и продуктивность его труда не оказывают. На этом наблюдении основывается применение функциональной музыки.

Продолжительный и однообразный шум обладает монотогенными свойствами. Описано снижение скорости и точности сенсомоторных процессов, а также внимания под воздействием такого рода шума [55].

Таким образом, даже из короткого перечня фактов понятно, насколько важны факторы физической среды в поддержании нормального психического состояния работающих. Однако не менее важными, а иногда и главными, становятся факторы социальной среды, взаимоотношения между людьми в трудовом процессе. Психологию коллектива, сложную совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений в литера­туре часто определяют как психологическую атмосферу, соци­ально-психологический микроклимат.

К внутренним условиям создания психологического микро­климата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руково­дителя, стиль его руководства, совместимость членов коллекти­ва по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофици­альных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т. п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмо­сферу коллектива, на характер и формы межличностных отно­шений, коллективные мнения, настроения, на целеустремлен­ность, .направленность, сплоченность, требовательность, дисцип­линированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость поведения в сложной обстановке и т. д. Внешние объективные факторы .воздействуют на коллектив и личность через совокупность этих внутренних условий. Поэтому психоло­гия каждого конкретного коллектива не является точной копи­ей общественной психологии, а всегда специфична и неповто­рима.