Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
-
прогнозирование психологического содержания условий предстоящей деятельности, выявление ее требований к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам работников;
-
психологический отбор сотрудников, способных освоить и потенциально выполнять данную деятельность;
-
распределение персонала по подразделениям с учетом их психологической совместимости, профессиональной подготовленности;
-
психологическая подготовка людей к действиям в конкретных социально-экономических, политических, эргономических условиях, (разработка программ психологической подготовки, проведение лекционных, тренинговых занятий, учебно-методических семинаров, курсов повышения квалификации).
-
непрерывное отслеживание динамики психологического состояния, степени утомления, прогнозирование возможных психологических срывов;
-
психологическая поддержка работников в преодолении психотравмирующих ситуаций профессиональной обстановки;
-
психологическая реабилитация лиц, получивших психическую травму;
-
социально-психологическая реадаптация.
Таблица 2.1.1. Научные направления раскрытия психологического обеспечения различных видов деятельности в отечественной психологии | | |||
Область применения | Научные направления | Авторы | Примеч. |
Школьная учебно- воспитательная деятельность | Выявление функций, задач, направлений подготовки, статуса, форм работы практического психолога в школе | И.В. убровина Ю.К. Бабанский | Создана психологическая служба в системе народного образования |
Выделение двух стратегий психологического обеспечения: психологическое консультирование и психологическое проектирование | Е.М. Дубовская О.А. Тихомандрицкая | ||
Выявление и практическое использова-ние психолого- педагогических факто-ров в воспитании и обучении | М.В. Гомезо | ||
Определение задач, решаемых школьным психологом | Н.Ф. Талызина | ||
Раскрытие задач школьной психологической службы | И.В.Дубровина А.М. Прихожан | ||
Учебно- воспитательная деятельность ВУЗа | Обоснование сущности и содержания психологического обеспечения учебно- воспитательного процесса в ВУЗе | Н.Н. Обухова А.М. Копеина | |
Психологическая поддержка как условие саморазвития личности | А.В. Брушлинский Л.А. Петровская | ||
Раскрытие психологических аспектов процесса подготовки кадров | А.И. Крупнов | ||
Выделение технической стороны оснащения преподавателя психологии | В.И. Дружинин | ||
Профессиональная производственная деятельность | Идея создания психологической службы в различных отраслях народного хозяйства и в масштабе всей страны | В.В. Давыдов Ю.М. Забродин Б.Ф. Ломов К.К. Платонов | Отсутствие единого подхода в определении задач психологической службы на производстве
1 января 2004 года на основании приказа МЧС России от 25.04.2003 г. № 218 «О создании психологической службы МЧС России» Центр получил в Министерстве самостоятельный статус. С 2002 года Центр экстренной психологической помощи МЧС России возглавляет кандидат психологических наук Юлия Сергеевна Шойгу.
|
Психологический анализ производственной организации и осуществление взаимодействия человеческого фактора и материально- технической составляющей производства | Ю.М. Забродин Т.И. Саксакум Е.В. Таранов | ||
Пронизывающий характер психологического обеспечения всех сфер профессиональной деятельности | Г.С. Никифоров А.А. Крылов | ||
Выявление важных психологических параметров человека влияющих на производительность труда | А.И. Нафтульев Н.М. Лебедев В.С. Тимощук | ||
Учет человеческой психики при разработке, создании, внедрении и эксплуатации новой техники и технологии | Г.В. Суходольский | ||
Спортивная деятельность | Методологические аспекты системного подхода в психологическом обеспечении подготовки спортсменов | А.В. Григолова | Раскрыты некоторые элементы психологической службы спорта |
Разработка модели психологической подготовленности спортсмена | В.Ф. Сопов | ||
Выделение психической стороны спорта. Применение психотренинга для решения психодиагностических и психокоррекционных задач | Н.В. Цзен Ю.В. Пахомова | ||
Формирование спортивно важных психологических свойств спортсмена | Н.Б. Стамбулова | ||
Организационное развитие | Раскрытие составляющих психологического обеспечения организационного развития. | С.А. Липатов | Обоснование уровней осуществления психологического обеспечения |
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.