logo
voprosy_k_gos_ekzamenu_po_psikhologii_Boxitogo

Представление. Виды и функции представлений.

Представление — это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в про­шлом. Можно выделить несколько типов представлений. 1-, это пред­ставления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непо­средственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления 2-это представления воображенияПредставления ха­рактеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные обра­зы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия -фрагментарностью. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. -неустойчи­востью и непостоянством. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержатьПредставления — это не просто наглядные образы дей­ствительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство иссле­дователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и на­строечную. Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю­щих поведением. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функци­ей и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей­ствовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не аб­страктно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двига­тельных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается по­ставленная задача. Настроечная функция Она проявляется в ори­ентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.На­строечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические. По видам анализаторов:

  1. Зрительные 2Слуховые- речевые * фонетические * темброво-интонационныеречевые- музыкальные 3. Двигательные (кинестетические)

- зриельно-двигательные- слухо-двигательные 4. Осязательные 5. Обонятельные 6. Вкусовые 7. Температурные 8. Органические

По степени обобщенности:

1) Еденичные 2Произвольные

- Пространственные (плоские; трехмерные)

Теплов: 1По содержанию (математические, географические, технические, музыкальные ит.д.) 2По степени обобщенности

- частные

- общие

 

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не мо­жет рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам:

1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2

2) ) по степени обобщенно­сти; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить но степени проявления волевых усилий.

В этой главе мы прежде всего рассмотрим классификацию представлений, в ос­нову которой положены ощущения.

Зрительные представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно кон­кретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и му­зыкальныепредставления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделятьсянанесколько подтипов: фонетические представления и темброво -интонационные речевые представления.

— Двигательные представления. По характеру воз­никновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не явля­ются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с акту­альными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение ка­кой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистри­ровать чувствительными электрофизиологнческими приборами.

При этом двигательные представления можно разделить на две группы:

представле­ния о движении всего тела или отдельных его частей (являются результатом слияния двигательных ощуще­ний со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки).

2Речевые двигательные пред­ставления. являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо -двигательными (речевые пред­ставления).

Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на пер­вый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим

При этом надо различать плоские и трехмерные (стереометриче­ские) пространственные представления

Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления — это представления, обоб­щенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления — это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.