Предмет психологии. Классификация психических явлений.
Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. Душа (все исследователи до начала XVIII века) Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер) Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт) Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс) Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов) Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон) Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд) Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер) Личный опыт человека (гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй) Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности. Психический процесс –элементарные психологические явления включенные в более сложные виды деятельности познание эмоции волевые это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности. Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Психическое состояние – определенный уровень работоспособности и качество функционирования психике человека характерные для него в данный момент это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. +Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация).3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности). Основные этапы развития взглядов на предмет психологии 1 этап – наука о душе 2 этап – наука о сознании 3 этап – наука о поведении 4 этап – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики Более 2 тыс. лет назад наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Начинается в XX в. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения. Психологические состяния наиболее устоичивые и постоянно проявляющиеся особенности личности. |
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.