logo
voprosy_k_gos_ekzamenu_po_psikhologii_Boxitogo

Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.

Способности:

  1. совокупность всевозможных психических процессов и состояний;

2. высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений навыков, обеспечивающих успешное выполнение различных видов деятельности;

3. это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практике.

Изучал Теплов. Три основные признака:

1 – способности это индивидуально-психологичсекие особенности, отличающие одного человека от другого

2 – особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей

3 – способность не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Виды:

- природные (естественные) - общие для человека и животного

- спецефические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение

А) общие (в разных видах деятельность) – способность, проявляющаяся в общении, взаимодействиями людьми.

Б) специальные высшие интеллектуальные способности (в специфических видах деятельности)

- теоретические

- практические

- учебные

- творческие

Уровни развития способностей:

  1. Способность

На развитие влияют задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Павлов – генотип – врожденные особенности нервной системы:

1) сила нарвной системы по отношению к возбуждению

2) по отношению к торможению

3) уровнавешенность нс по отношению к возбуждению и торможению

4) лабильность н. с.

Основа индивидуальных различий – тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем: художественный тип (1 сигнальная система); мыслительный (2); средний (смешанная).

Развитие задатков – это специально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Способности социальны и формируются в процессе деятельности человека.

- потенциальные (не реализуются)

- актуальные (реалезуются)

  1. Одаренность (своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какго-либо вида деятельности)

2 группы компонентов в структуре способностей: занимают ведущее положение и являются вспомогательными.

Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности.

  1. Талант (высокий уровень развития специальных способностей)

  2. Гениальность

 

  1. Способности биологически обусловленны и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик.

- Связь способностей с массой мозга

- Галль – френология – зависимотсь от наружной формы черепа.

- Гальтон – наследованность из принципов эволюционной теории Дарвина (Евгеника)

Роль среды

- Близнецовый метод

- Басс и Плоумин – изучали отдельные характеристики гомозиготных и гетерозиготных близнецов

2. Особенности психики целиком зависят от качества воспитания и обучения.

- Ушби – способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформированна у человека с детства.

3. Отечественные психологи – способности человека по своей природе биосоциальны.