Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
Способности:
-
совокупность всевозможных психических процессов и состояний;
2. высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений навыков, обеспечивающих успешное выполнение различных видов деятельности;
3. это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практике.
Изучал Теплов. Три основные признака:
1 – способности это индивидуально-психологичсекие особенности, отличающие одного человека от другого
2 – особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей
3 – способность не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека.
Виды:
- природные (естественные) - общие для человека и животного
- спецефические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение
А) общие (в разных видах деятельность) – способность, проявляющаяся в общении, взаимодействиями людьми.
Б) специальные высшие интеллектуальные способности (в специфических видах деятельности)
- теоретические
- практические
- учебные
- творческие
Уровни развития способностей:
-
Способность
На развитие влияют задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Павлов – генотип – врожденные особенности нервной системы:
1) сила нарвной системы по отношению к возбуждению
2) по отношению к торможению
3) уровнавешенность нс по отношению к возбуждению и торможению
4) лабильность н. с.
Основа индивидуальных различий – тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем: художественный тип (1 сигнальная система); мыслительный (2); средний (смешанная).
Развитие задатков – это специально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.
Способности социальны и формируются в процессе деятельности человека.
- потенциальные (не реализуются)
- актуальные (реалезуются)
-
Одаренность (своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какго-либо вида деятельности)
2 группы компонентов в структуре способностей: занимают ведущее положение и являются вспомогательными.
Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности.
-
Талант (высокий уровень развития специальных способностей)
-
Гениальность
-
Способности биологически обусловленны и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик.
- Связь способностей с массой мозга
- Галль – френология – зависимотсь от наружной формы черепа.
- Гальтон – наследованность из принципов эволюционной теории Дарвина (Евгеника)
Роль среды
- Близнецовый метод
- Басс и Плоумин – изучали отдельные характеристики гомозиготных и гетерозиготных близнецов
2. Особенности психики целиком зависят от качества воспитания и обучения.
- Ушби – способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформированна у человека с детства.
3. Отечественные психологи – способности человека по своей природе биосоциальны.
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.