logo
voprosy_k_gos_ekzamenu_po_psikhologii_Boxitogo

Основные отрасли психологической науки.

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возник­новение и развитие ее конкретных отраслей. Общая психология изучает содержание, особенности и общие за­кономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности. Социальная психология исследует психологические явления и про­цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общ­ностям. Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает осо­бенности и закономерности психики животных на разных этапах раз­вития животного мира. Педагогическая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспи­тания подрастающего поколения. В задачи педагогической психоло­гии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, пси­хическое обоснование методов, приемов и способов обучения и вос­питания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном кол­лективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и др. Возрастная психология изучает своеобразие психики людей раз­ного возраста, процесс формирования их личности и умственного раз­вития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п. Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психи­ческих возможностей человека — быстроты и точности процессов вос­приятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику твор­ческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музы­ке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме че­ловека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необ­ходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д. Юридическая психология исследует психологию правонарушите­лей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в су­дебной практике. Военная психология изучает психологию личности воина, психо­логию воинского коллектива и психологические особенности их про­фессиональной деятельности в ее разных формах и видах. Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболевани­ях, содействуя разработке рациональных методов их лечения. Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нару­шений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей. Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социаль­но-психологические явления. Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационали­зации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологи­ческих закономерностей (полученных в результате исследований, на­пример, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы пси­хологии и раскрыты общие и частные психологические закономерно­сти. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии боль­шое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических за­дач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в свя­зи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследо­ваний для совершенствования этих видов деятельности.