Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
Развитие – (Петровский, Ярошевский) – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени.
- (Давыдов) последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения в психике, при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию.
- (Божович) это возникновение систематических психологичсеких новообразований.
- (Ананьев) это последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции, каждое из этих изменений имеет колличественнцю характеристику продолжительности, качественную и типологичсекую характеристики.
Свойства развития: - необратимость, - направлено от простого к сложному, - закономерно.
Основные формы развития:
1 – филогенез (биологическое развитие рода, вида)
2 – онтогенез (индивидуальное развитие человека от рождения до смерти)
Области психического развития:
-
психофизиологическая (изменение организмо человека внешнее и внутреннее).
-
Психосоциальная или личностная (характер, эмоции, темперамент, воля)
-
Когнетивная (все познавательные процессы).
Основные закономерности психического развития:
-
Детерминация возрастного развития (детерминация – это те факторы психического развития, от которого оно зависит и чем определяется)
-
Проблема обучения и воспитания
-
Сензитивность, необратимость, приемственность и индивидуализация психического развития.
-
Неравномерность психического развития
Возрастная периодизация – понять закономерности развития позволяет разделение жизненного цикла на периоды в зависимости от основы или критерия периодизации.
1 – А. Гезель. В основе – темп психического развтия. Возрастные периоды ограничиваются одним темпом. Периодизация только до 6 лет.
2 – Блонский. На основе появления зубов.
3 – Фрейд. В основе периодизации – сексуальное развитие. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон, стимуляция которых вызывает удовлетворение.
- оральная стадия (от рождения до 1 года)
- анальная (1 – 2-3)
- инфантильно-генетальная (3 – 6)
- латентная (6 – 12-13)
- зрело-генетальная (от 13)
4 – Эриксон. Исследование отношения человека с социумом. Эпигенетическая концепция. На каждой стадии возникает новообразование (положительное и отрицательное).
5 – Пиаже. Основана на признаке развития интеллекта. Основные умственные операции ребенка имеют деятельное происхождение.
6 – Выгодский. В основе – влияние среды. Каждая стадия развития имеет свои кризисы, а переход на новую стадию характерезуется появлением новообразования.
7 – Эльконин. В основе 4 критерия: 1) Социальная ситуация развития; 2) Ведущая деятельность; 3) Возрастные новообразования; 4) Кризисы.
Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического развития, присущего только человеку.
Во-вторых, развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека.
Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.
Периодизация Эльконина: 1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.