logo
voprosy_k_gos_ekzamenu_po_psikhologii_Boxitogo

Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.

Развитие – (Петровский, Ярошевский) – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени.

- (Давыдов) последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения в психике, при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию.

- (Божович) это возникновение систематических психологичсеких новообразований.

- (Ананьев) это последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции, каждое из этих изменений имеет колличественнцю характеристику продолжительности, качественную и типологичсекую характеристики.

Свойства развития: - необратимость, - направлено от простого к сложному, - закономерно.

Основные формы развития:

1 – филогенез (биологическое развитие рода, вида)

2 – онтогенез (индивидуальное развитие человека от рождения до смерти)

Области психического развития:

Основные закономерности психического развития:

  1. Детерминация возрастного развития (детерминация – это те факторы психического развития, от которого оно зависит и чем определяется)

  2. Проблема обучения и воспитания

  3. Сензитивность, необратимость, приемственность и индивидуализация психического развития.

  4. Неравномерность психического развития

 

Возрастная периодизация – понять закономерности развития позволяет разделение жизненного цикла на периоды в зависимости от основы или критерия периодизации.

1 – А. Гезель. В основе – темп психического развтия. Возрастные периоды ограничиваются одним темпом. Периодизация только до 6 лет.

2 – Блонский. На основе появления зубов.

3 – Фрейд. В основе периодизации – сексуальное развитие. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон, стимуляция которых вызывает удовлетворение.

- оральная стадия (от рождения до 1 года)

- анальная (1 – 2-3)

- инфантильно-генетальная (3 – 6)

- латентная (6 – 12-13)

- зрело-генетальная (от 13)

4 – Эриксон. Исследование отношения человека с социумом. Эпигенетическая концепция. На каждой стадии возникает новообразование (положительное и отрицательное).

5 – Пиаже. Основана на признаке развития интеллекта. Основные умственные операции ребенка имеют деятельное происхождение.

6 – Выгодский. В основе – влияние среды. Каждая стадия развития имеет свои кризисы, а переход на новую стадию характерезуется появлением новообразования.

7 – Эльконин. В основе 4 критерия: 1) Социальная ситуация развития; 2) Ведущая деятельность; 3) Возрастные новообразования; 4) Кризисы.

 

Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического развития, присущего только человеку.

Во-вторых, развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека.

Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

Периодизация Эльконина: 1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.