Особенности психического развития периода дошкольного детства.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Ведущая деятельность – ролевая игра. Новообразования в личностной сфере.
Период активного освоения социального пространства.
Особенности:
- появляется ориентация на совместную деятельность со сверстниками
- увеличивается колличество и усложняется качество требований со стороны взрослых, предъявляемых к поведение (к соблюдению норм морали).
Увеличивается притязание на признание со стороны взрослых.
Противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия.
Сюжетность усложняется в процессе взросления. И увеличивается продолжительность игры (младш. – 10-15 минут; средн. – 30-40 минут; старш. – от нескольких часов до нескольких дней). Так же отличается содержание (младш. – воспроизведение реальных действий взрослых; средн. – отношения между людьми; старш. – подчинение правилам, вытекающим из роли).
Ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью.
Процесс формирования личности ребенка, связан с формированием эмоционально-волевой сферы - закладываются черты характера ребенка.
Первые признаки произвольного поведения.
В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.
Восприятие развивается в 2 направлениях:
- овладевает новыми действиями восприятия. Они направленны на обследование многообразных свойств предметов и явлений.
- усвоение систем сенсорных эталонов (система цветов спектра, геометрических форм и др.).
К концу периода восприятие точное и дифференцированное.
Мышление:
- наглядно-дейтсвенное
- наглядно-образное -> к концу образно-схематическое мышление
Внимание и память непроизвольны.
Образная память преобладает над словесно-логической.
Главные новообразование:
- соподчинения мотивов
- появление самооценки
-
Содержание
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.