Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
|
1. Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии; тесты, проводимые с целью выявить склонность данного человека к определённому роду деятельности, профессии.
Часто проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства. Система профориентации охватывает возраст ребенка с 1 по 11 класс, а также касается и взрослых людей.
Профориентация предполагает целый комплекс мероприятий, призванных помочь человеку сделать личностно-профессиональный выбор, построить профессиональную и образовательную траекторию.
Традиционно профориентация разделяется на несколько направлений:
- профдиагностика
- профконсультирование
- профинформирование
2. Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей.
В профессиональном отборе выделяют 4 компонента:
- медицинский
- физиологический
- педагогический
- психологический.
По своей сути и критериям профотбор является социально-экономическим мероприятием, а по методам — медико-биологическим и психологическим
Основные этапы психологического профессионального отбора:
1) Извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации;
2) Формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого;
3) Верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц.
Система психологического профессионального отбора включает комплекс специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности.
Мероприятия профотбора:
1. Аутстаффинг — вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер.
2. Аутсоринг - это передача ранее самостоятельно реализуемых компанией функций внешней компании-исполнителю, специализирующейся на реализации таких функций (например, услуги колл-центров, клининговых компаний, юридических и бухгалтерских компаний, компаний по приготовлению и доставке обедов в офис и т. д.).
Аутстаффинг предполагает передачу не функций, а конкретных работающих в компании сотрудников. При этом эти сотрудники оформляются в штат сторонней организации, а фактически работают на прежнем месте и выполняют прежние функции.
3. Психологическое сопровождение профессионального становления принято рассматривать как деятельность, направленную на выявление психологических факторов и особенностей поддержание необходимых психических состояний.
Составными элементами психологического сопровождения являются:
- всестороннее изучение социально-психологических условий
- оценка морально-психологического состояния
- формирование и поддержание готовности адаптироваться к различным условиям
- психологическая поддержка при выполнении задач в условиях повышенных физических, интеллектуальных, эмоциональных нагрузках и т. д.
Для профессионального становления одним из главных факторов являются профессионально-психологические знания, способствующие более предметному изучению человеком себя как специалиста и формированию необходимых профессионально значимых черт личности.
Мероприятия: аттестация, образовательные программы.
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.