Общая характеристика воображения. Виды воображения.
Воображение – это психический процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Процесс воображение протекает в неразрвной связи с памятью и мышлением.
Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.
Деятельность воображения тесным образом связана с эмоциональным переживанием человека и играет существенную роль в регуляции нашего поведения. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а мечта может вывести из крайне негативного состояния - позволив отвлечься. Воображение играет весомую роль в регуляции нашего поведения. воображение связанно и с реализацией наших волевых действий.
Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы и на двигательные функции человека.
Виды
По степени волевых усилий:
-
преднамеренное
- воссоздающее (пространственное воображение)
- творческое
- мечта (1. образ желаемого; 2. не включена в творческую деятельность)
* активный, произвольный, сознательный процесс.
* не имеющая практического значения
2. Непреднамеренное
По степени активности:
1. Активное
2. Пассивное
- сон
- дремотное состояние
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей – грезы. Связанно с потребностями личности.
2 этапа создания образа:
1. Анализ (расчленение на отдельные составные части – абстрагирование объекта)
2. Синтез(образу может быть предан новый вид)
- агглютинация
* увеличение или уменьшение объекта или его частей
* включение уже известных образов в новый контекст
- схематизация и акцентировкапми
Типы В. По степени волевых усилий: преднамеренные- >воссоздающие, творческое, мечта<-активное; преднамеренные ->грёзы<-пассивное; непреднамеренные. По степени активности: активное; пассивное –сон, дремотное состояние
-
Содержание
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.