Адаптация человека и функциональные состояния организма.
|
Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Бернар – постоянство внутренней среды. -> Кэннон – гомеостаз.
Гомеостаз – это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам.
Всякая система стремится к сохранению своей стабильности.
Современные представления об адаптации основаны на работах Павлова, Сеченова, Анохина, Селье и тюд.
Адаптация:
- свойство организма
- процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, достижение равновесия между средой и организмом
- результат взаимодействия в системе «человек-среда»
- цель, к которой стремится организм
Два подхода к рассмотрению адаптации: 1) свойство любой живой саморегулирующей системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды; 2) динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.
3 уровня адаптации человека:
1.Физиологический
2.Психологический
3.Социальный
Иногда добавляются – психофизиологическую и социальную адаптацию.
Состояние – совокупность происходящих в организме процессов и степень развития и целостности структур организма.
Левитов – психологичсекое состояние – целостная характеристика псхической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов или явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Классификация психическх состояний:
1) Состояния личностные (индивидуальные состояния человека) и ситуационные (вызывают у человека не характерные для него реакции)
2) Более глубокие и более поверхностные
3) Положительно и отрицательно действующие на человека
4) Продолжительные и кратковременные
5) Более или менее осознанные
Ганзен – 2 группы понятий, характеризующих состояние человека: 1) состояния характеризующие аффективно-волевую сферу деятельности человека; 2) состояния сознания и внимания.
Ильин – психофизиологические состояния – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
3 уровня реагирования: 1) психичсекого (переживаниями); 2) физиологического (соматичсекие структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы); 3) поведенческого (мотивированное поведение).
Состояние человека обусловленно воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня.
Субъективная сторона состояний играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.
Функциональное состояние – характеристика уровня функциональных систем организма в определенный период времени, отражающая особенности гомеостаза и процесса адаптации.
Механизмы управления (центральная и вегетативная нерваня система) и управляемых систем (все остальные).
Функциональные состояния – 2 стороны:
1.Субъективная – отражается в переживаниях субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения
2.Объективна - связана с физиологическим процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза.
Виды функциональных состояний:
1.Релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления
- непроизвольная
- произвольная
2.Сон – переодичсеки возникающее функциональное состояние человека сос пецифическими поведенческим проявлениями в вегетативной и моторной сфере.
3.Оптимальное работчее состояние – человк действует наиболее эффективно, обеспечивает наиболее эффективность деятельности (комфорт).
4.Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия или нагрузки.
Три уровня: психологическй, физиологический, поведенческий.
5.Стресс – повышенная психическая и физиологическая активность. При благоприятных условиях – трансформируется в оптимальное рабочее состояние, при неблагоприятных – нервно-эмоциональное напряжение.
Другая типология: здоровье – пограничное сотояние – болезнь
Пограничное психическое сотояние – когда болезни нет, но есть существенные нарушения в регуляции систем организма.
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.