Общее понятие о памяти. Виды памяти.
память – это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Виды.
По характеру психической активности: Блонский
-
Двигательная (запоминание, сохраение и воспроизведение различных движений)
-
Эмоциональная (память на чувства)
-
Образная (память на представления, картины природы и жизни, а так же на звуки, запахи, вкусы и др.)
-
Словесно-логическая (запоминание и воспроизведение наших мыслей)
- запоминается и сохранчяется только смысл материала, а точное сохронение подленных выражений не требуется
- запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей
По характеру целей деятельности:
-
Произвольная
-
непроизвольная
По продолжительности сохранения информации:
-
Долговременная
-
Кратковременная
-
Оперативная (обслуживает непосредственно осущесьвляемые человеком актуальные действия, операции)
Принципы асоцциации (связь, соединение):
-
Ассоциации по смежности
-
Ассоциации по сходству
-
Ассоциации по контрасту (ассоциативная психология)
ПРОцессы и механизмы.
Характеристики памяти:
- Объем памяти (характеризует возможность запоминания и сохранения информации)
- Быстрота воспроизведения (способность использовать в практической деятельности имеющейся у него информацию)
- Точность воспроизведения (способность точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию)
- Длительность сохранения (способность удерживать определенное время необходимую информацию)
- Готовность к использованию сохраненной информации
-
Запоминание – процксс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации
- непреднамеренное (непроизвольное)
- преднамеренное (произвольное) – заучивание
Мнемическая деятельность – деятельность, направленая на запоминание и воспроизведение удерженного материала.
- осмысленное запоминание (ассоциации по смежности)
- механическое запоминание (без осознания логической связи)
Метод заучивания и метод воспроизведения во время заучивания.
-
Сохранение, воспроизведение, узнавание.
Сохранение - динамическое (в оперативной памяти) и статическое (в долговременной).
Воспроизведение - непреднамеренное и преднамеренное. Припоминание.
Узнавание – чувство знакомости, неопределенность узнавания, полное узнавание. Ошибки при узнавании.
-
Забывание.
2 формы: невозможность припомнить или узнать и невернон припоминание при узнавании.
3 уровня памяти: - воспроизводящая; - опознающая; - облегчающая.
Реминисценция – воспроизведение материала, который мы не могли сразу воспроизвести, через день-два после восприятия поплняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала.
Ошибочное припоминание и ошибочное узнавание.
Факторы, способствующие забыванию:
- если материал недостаточно понят человеком
- зависит от объема материала и степени трудности его усвоения
- возраст
- при умственном и физическом утомлении
Эббингауз – при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»); закон забывания.
Гештальттерапия – процессы памяти определяются формированием гештальта. Системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей.
Зейгарник – незавршенное задание лучше запоминалось. Левин – квазипотребность (удовлетворенна если задание выполенно, не удовлетворенна, если задание не выполненно).
Бихивиористы – важная роль подкрепления в запоминании материала.
Психоанализ – большая роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании.
Смысловая теория памяти – работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.
В рамках предложенной Выгодским теории высших психичсеких функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память.
Жане одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.
Смирнов и Зинченко – законы памяти как осмысленной человеческой деятельности – зависимость запоминания от поставленной задачи и выделели основные приемы запоминания сложного материала.
Память – это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы.
Нейронная и биохимическая теория памяти. Электрический импульс от активного нейрона проходит от тела клетки через аксон к телу следующей клетки. На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, а на уровне тормозного – она блдокируется. Нервный импульс, поступивший на возбудительный синапс клетки, вызвал ответ клетки. Импуль возвращается к тому нейрону, импульсом которого была активирована новая клетка. И все по кругу. Это ревербация.
Многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нйронах, что приводит к возникновению новых нейронных цепей – консолидация. Занимает длительное время – длительная память.
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.