Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х – нач. 30 хх г. 20 в.Леонтьев. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Иерархическое строение деятельности: Верхний уровень – уровень особых видов деятельности Уровень – действий Уровень – операций Нижний уровень – уровень психофизиологических функций Центральное место – действие – еденица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определенна как образ желаемого результата. Деятельность – мотив-> цель=> действие- внешние предметные óвнутренние/умственные- >операции Основные принципы теории: а)Принцип «размывания» круга сознания (сознание проявляется в деятельности) б) Принцип единства сознания и поведения (поведение нельзя рассматривать вотрыве от сознания человека)в) Принцип активности (деятельность – активный целенаправленный процесс) г) Принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности (д-ть чел – предметы; их цель носят социальный характер) Действие – это сложный элемент, который состоит их многих более мелких и обусловленно целью. Может быть выполненно с помощью различных способов.Способ выполнения действия – операция (зависит от условий). Операции – это более крупные еденицы деятельности, чем действия. Уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.2 вида операции:- возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности- сознательные действия, благодаря автоматизации стали навыками Психофизиологические функции – физиологические механизмы обеспечения психических процессов.- обеспечивают необходимые предпосылки для осуществления психических функций- обеспечивают средства деятельности Потребность -> Мотив -> Цель -> Действие Потребность – исходная форма активных живых организмов(органические оргонические и социальные) Потребность – 2 этапа развития: - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность - после этой встречи Происходит опредмечевание потребности. В этом акте рождается мотив. Особенная деятельность или особый вид деятельности – совокупность действий, вызванных одним мотивом. Мотивы – то ради чего совершается действие: - осознаваемые - неосознаваемые – прявляются в эмоциях и личностных смыслах. Мотивы порождают действия путем формирования целей. Эмоции – это отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказывающегося в поле действия ведущего мотива. Мотив выступает в качестве источника деятельности человека, характеризует его личность. Характер деятельности, которой занимается человек, в значительной мере определяет вероятные пути его дальнейшего развития. Внутренняя деятельность – подготавливает внешнюю деятельность. 2 черты: 1. Имеет принципиально то же строение, что и внешняя 2. Внутренняя произошла из внешней путем интериоризации. С позиции деятельностного подхода – психология – это наука о законах порождения функционирования и строения психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека. Деятельность, которой занимается человек, в значимой степени определяет развитие его мотивов и жизненых целий - предмет – психичсеки управляемая деятельность
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.