logo
voprosy_k_gos_ekzamenu_po_psikhologii_Boxitogo

Методы исследования личности в психологии.

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.     Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.     Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.     Проблемы исследования личности:     1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход - формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).     2. Свойства личности - это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:     - создание различных шкал личности (только в опросниках);     - введения ограничения времени;     - одмена объекта оценки;     - создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).     3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.     Методы:     Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.     Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе - наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.     Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.     Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент" А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.     Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.     Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.     Можно выделить 2 вида опросников: одномерные - диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные - дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.     Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.     Примеры опросников:     MMPI - основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности-женственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).     16-PF - 16-факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) - выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (Спилбергер-Ханин). Экспресс-диагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.     Недостаток метода применения опросников - характеристика личности основывается на данных самооценки.

   Проективные методы     Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.     К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).

  1. Я-концепция и самосознание личности.

Понятие Я – концепция родилось в середине XIX века в русле феноменалистической (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К Роджерс и др.) стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э. Эриксона. Однако первые разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я - сознательное и Я - как объект.

Из отечественных психологов проблемой Я-концепции занимались такие представители ученого мира как Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Е.Т.Соколова, В.В.Столин и др.

Я - концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п.

Я-концепция – личностное ядро, особая функция личности, заключает механизм интеграции – дезинтеграции, персонификации – деперсонификации. Как особое образование Я-концепция – это, во-первых, структура, обладающая механизмами, «встроенными» в личностную систему, во – вторых – это свой способ функционирования, адекватный, имманентный личности. Я-концепция представляет интегрированный центр личности.

В структуре личности Я – концепция осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектно- деятельностных характеристик.

Я-концепция является высшим продуктом и образованием сознания, самосознания и бессознательного. Самосознание как функциональный механизм Я-концепции охватывает различные уровни сознания и выражает систему отношений к себе, к людям, к миру.

Компоненты Я-, обеспечивающих ее воспроизводство.

1. Когнитивный компонентобеспечивает представление о качествах, способностях, внешности, социальной значимости. Это те категории, в которых субъект осознает свои особенности.

2. Эмоциональный компонентЯ-концепции связан с оценкой субъектом самого себя, своих возможностей, потребностей, желаний, интересов, идеалов, ценностей, выражает отношение к себе в целом и к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.д.. проявляющийся в системе самооценок. Самооценка – действенный феномен, позволяющий совершенствовать себя самого.

3. Волевой компонентЯ –концепции рассматривается как специфическая сложная динамическая система психической регуляции деятельности личности, направленной на достижение цели, как особая форма внутренней активности субъекта, как сложная функциональная система интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов.

4. Поведенческий компонентвыступает в качестве своего рода интеграла, воплощающая действие когнитивного, эмоционального, волевого начала в процессе принятия решений, управления своим поведением, ответственности за свой выбор.

Основные функции Я-концепции:

- регуляции, адаптации, защиты, репрезентации, притязаний – осуществляют личностно целенаправленное мотивирование и регулирование деятельности, познания, общения, поведения, поиск гармонии между отношениями личности к себе и внешнему миру;

- обеспечивают устойчивость соотношения между реальным и идеальным Я;

- создают готовность к предстоящей деятельности;

- способствуют приобретению, хранению и воспроизводству знаний о себе;

- представляют свое отношение к себе и к другим;

- выстраивают стратегию и тактику самоопределения в различных ситуациях.

Важнейшей функцией Я-концепции - обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.