Общее понятие о характере. Формирование характера.
Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность – характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровням группах – развиваются соответствующие черты характера (психические свойства человека, определяющие его повдение в типичных обстоятельствах).
Классификация черт характера 2 подхода:
-
связывают с психическим процессам
Выделяют: - волевые (решительность, настойчивость, самостоятельность, активнсоть и др.); - эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность и др.); - интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.).
-
в соотнесении с направленностью личности
- проявляется в отношении к людям
- отношение к деятельности (главное условие образования характера – наличие жизненных целей)
Степень выраженности у индивида мотивации достижения – потребность в достижении успеха
- отношение к окружающей среде
Все черты можно разделить на мотивационные (побуждение и направленность деятельности) и инструментальные (придают ей определенный стиль)
Характер форимируется после рождения человека. Основную роль в формировании характеря играет общение с окружающими его людьми.
Сензитивный период становления характера – от 2-3 до 9-10ьлет.
Важным является стиль общения со взрослыми (родителями) и способ обращения взрослых с самим ребенком.
Раньше всех формируются: доброта, общительность, отзывчивость, эгоистичность, черствость, безразличие к людям.
В раннем и дошкольном детстве формируются трудолюбие, аккуратность, отвественность, настойчивость – те черты, которые наиболее ярко проявляются в труде.
В начальных классах – черты, проявляющиеся в отношениях к людям (расширение сферы общения).
В подростковом возрасте – развиваются и закрепляются волевые черты.
В ранней юности – базовые нравственный, мировоззренческие основы.
К окончанию школы характер можно считать сформированным.
Характер формируется и трансформируется на всем протяжении всего жизненного пути.
После окончания человек сам является творцом своего характера – процесс самовоспитания (человек способен от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидить свои недостатки).
Формирование – общественная деятельность.
Наиболее эффективным средством формирования характера явялется труд.
Типология характера строится на существовании определенных типических черт (выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей).
Попытки создания типологии характера:
- гороскоп
- связать характер с его именем
- физиогномика (между общим обликом человека и его принадлежности к определенному типу личности) Лафатер
- по его позе и положению тела
- хиромантия (по кожному рельефу ладони)
- дерматоглифики (по узору пальцев)
- по типу телосложения Кречмер
- графология (особенности подчерка и характера)
Акцентуации - введено Леонгардом - основывалось на предположении наличии основных (стержень личности, определяющий ее адаптацию, развитие и психическое здоровье) и дополнительных черт личности.
Классификация по Леонгарду:
1. Гипертимный тип; 2. Дистимный тип; 3. Циклоидный тип; 4. Возбудимый тип; 5. Застревающий тип; 6. Педантичный тип; 7. Тревожный тип; 8. Эмотивный тип; 9. Демонстративный тип; 10. Экзальтированный тип; 11. Экстравертированный тип; 12. Интровертированный тип.
Классификация Личко, построена на основании наблюдения за подростками.
Акцентуация – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при которых наблюдаются не выходящии за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией:
-
Гипертимный тип; 2. Циклоидный; 3. Лабильный; 4. Астеноневратический; 5. Сензитивный; 6. Психастенический; 7. Шизоидный; 8. Эпилептоидный; 9. Истероидный; 10. Неустойчивый; 11. Конформный.
Социальная типология характера Фрамма – построенна на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям:
-
«Мазохист-садист»
-
Разрушитель
-
Конформис-автомат
Классификация характера в зависимости от принадлежности к экстроверсированноу и интроверсированному типу:
- экстроверты (обращенность личности на окружающий мир)
- интроверты (на себя)
Темперамент и характер очень близки – особенности темпераменто в той или иной мере отражаются на характере.
Характер развивается на основе темперамента.
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.