logo
voprosy_k_gos_ekzamenu_po_psikhologii_Boxitogo

Общее понятие о характере. Формирование характера.

Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность – характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровням группах – развиваются соответствующие черты характера (психические свойства человека, определяющие его повдение в типичных обстоятельствах).

Классификация черт характера 2 подхода:

  1. связывают с психическим процессам

Выделяют: - волевые (решительность, настойчивость, самостоятельность, активнсоть и др.); - эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность и др.); - интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.).

  1. в соотнесении с направленностью личности

- проявляется в отношении к людям

- отношение к деятельности (главное условие образования характера – наличие жизненных целей)

Степень выраженности у индивида мотивации достижения – потребность в достижении успеха

- отношение к окружающей среде

Все черты можно разделить на мотивационные (побуждение и направленность деятельности) и инструментальные (придают ей определенный стиль)

Характер форимируется после рождения человека. Основную роль в формировании характеря играет общение с окружающими его людьми.

Сензитивный период становления характера – от 2-3 до 9-10ьлет.

Важным является стиль общения со взрослыми (родителями) и способ обращения взрослых с самим ребенком.

Раньше всех формируются: доброта, общительность, отзывчивость, эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

В раннем и дошкольном детстве формируются трудолюбие, аккуратность, отвественность, настойчивость – те черты, которые наиболее ярко проявляются в труде.

В начальных классах – черты, проявляющиеся в отношениях к людям (расширение сферы общения).

В подростковом возрасте – развиваются и закрепляются волевые черты.

В ранней юности – базовые нравственный, мировоззренческие основы.

К окончанию школы характер можно считать сформированным.

Характер формируется и трансформируется на всем протяжении всего жизненного пути.

После окончания человек сам является творцом своего характера – процесс самовоспитания (человек способен от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидить свои недостатки).

Формирование – общественная деятельность.

Наиболее эффективным средством формирования характера явялется труд.

Типология характера строится на существовании определенных типических черт (выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей).

Попытки создания типологии характера:

- гороскоп

- связать характер с его именем

- физиогномика (между общим обликом человека и его принадлежности к определенному типу личности) Лафатер

- по его позе и положению тела

- хиромантия (по кожному рельефу ладони)

- дерматоглифики (по узору пальцев)

- по типу телосложения Кречмер

- графология (особенности подчерка и характера)

Акцентуации - введено Леонгардом - основывалось на предположении наличии основных (стержень личности, определяющий ее адаптацию, развитие и психическое здоровье) и дополнительных черт личности.

Классификация по Леонгарду:

1. Гипертимный тип; 2. Дистимный тип; 3. Циклоидный тип; 4. Возбудимый тип; 5. Застревающий тип; 6. Педантичный тип; 7. Тревожный тип; 8. Эмотивный тип; 9. Демонстративный тип; 10. Экзальтированный тип; 11. Экстравертированный тип; 12. Интровертированный тип.

Классификация Личко, построена на основании наблюдения за подростками.

Акцентуация – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при которых наблюдаются не выходящии за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией:

  1. Гипертимный тип; 2. Циклоидный; 3. Лабильный; 4. Астеноневратический; 5. Сензитивный; 6. Психастенический; 7. Шизоидный; 8. Эпилептоидный; 9. Истероидный; 10. Неустойчивый; 11. Конформный.

Социальная типология характера Фрамма – построенна на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям:

  1. «Мазохист-садист»

  2. Разрушитель

  3. Конформис-автомат

Классификация характера в зависимости от принадлежности к экстроверсированноу и интроверсированному типу:

- экстроверты (обращенность личности на окружающий мир)

- интроверты (на себя)

 

Темперамент и характер очень близки – особенности темпераменто в той или иной мере отражаются на характере.

Характер развивается на основе темперамента.