Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
Современная концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности включает следующие положения.
1. Термин «обеспечение» употребляется в ней в том значении, которое релевантно не для оперирования материальными средствами (например, обеспечить чем-либо в достаточном количестве), а для решения социальных и психологических проблем (например, обеспечить что: мир, трудовую дисциплину, превосходство над конкурентами и др.).
То есть обеспечение рассматривается как процесс придания свойств надежности, неуклонности осуществлению определенных мероприятий, достижению поставленных целей путем создания необходимых и достаточных условий для этого.
Предикат «психологическое», употребляемый применительно к обеспечению, означает, что предмет воздействия имеет психологическую природу и что для его изменения применяются психологические средства.
Понятие «психологическое обеспечение» содержит внутреннее требование к обязательному решению психологических проблем деятельности.
2. Объектно-предметное поле психологического обеспечения профессиональной деятельности представляет систему. Сегодня на это поле брошено множество слабо прописанных и плохо совместимых категорий. Среди них: «психологические качества», «психологическая готовность», «психологическая устойчивость», «психологическое состояние», «психологические возможности» и др. Одни из них содержательно дублируют друг друга, другие нуждаются в более четком логическом соотнесении.
Представляется необходимым выработать одно-единственное, пусть даже несколько упрощенное описание психологических возможностей персонала, которое включало бы всю, доступную для анализа и учета, совокупность значимых психологических факторов эффективности профдеятельности.
В качестве объекта психологического исследования и воздействия следует рассматривать не отдельного работника, а систему «человек—среда-деятельность».
Такая система включает специалиста, а также элементы социальной и эргономической среды, которые влияют на психологические компоненты его деятельности (цель, мотивы, психические состояния, способы действий). Работник как субъект деятельности рассматривается с трех сторон:
1) со стороны его внутренних, психологических возможностей осуществлять трудовые действия;
-
со стороны поддерживающих его действия психологических условий социальной и эргономической среды;
-
со стороны неблагоприятных и противодействующих психологических обстоятельств внешней среды.
Из этого видно, что оптимизации профессиональной деятельности можно добиться, используя три пути:
а) посредством совершенствования психологических возможностей работников;
б) путем создания благоприятной профессиональной среды;
в) за счет снижения негативных социально-психологических факторов воздействия со стороны других людей.
3. В качестве предмета психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов выступает либо психологические возможности персонала, либо более релевантный термин психологический ресурс (ПР).
Понятие психологического ресурса в последнее время широко используется в гуманистической психологии, нейролингвистическом программировании, психосоциальной работе. Оно обозначает осознаваемые и неосознаваемые актуальные и потенциально доступные психологические возможности человека, содержащиеся в его настоящем, прошлом и будущем.
Под целевым психологическим ресурсом следует понимать совокупность наличных и потенциально доступных для использования индивидуально-психологических, социально-психологических и психоэргономических возможностей эффективного решения задач определенного типа (класса).
ЦПР включает в себя компоненты:
-
персональный (индивидуальная психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности), включает в себя когнитивный, эмоционально-мотивационный, операциональный элементы и психическое здоровье;
-
межперсональный (мотивирующее, компенсирую-щее и психотерапевтическое влияние коллег), включает в себя -референтность лиц, находящихся рядом, механизм подражания, взаимодействие с сотрудниками, компенсирующими недостатки работника в профессиональном опыте, наличие прямой психологической и деятельностной поддержки ;
-
надперсональный (стеническое влияние коллективного мнения, настроения, традиций), включает – групповое мнение, традиции, внутригрупповые санкции, возможности психологического воздействия со стороны других объектов;
-
психоэргономический (рациональная организация пространственно-временных, технико-технологических, экологических параметров деятельности), включает – привычность условий деятельности, степень адаптированности к ним, соответствие технического оснащения решаемым задачам деятельности, уровень работоспособности, утомляемости, интенсивность и структурированность решаемых задач.
Элементы ЦПР находятся в отношениях взаимного дополнения и частичной компенсации. Например, недостаток индивидуальной психологической готовности может быть в определенной степени компенсирован посредством правильной расстановки людей, создания эффекта «психологического заражения» групповым настроением и др.
Состояние ресурса определяет ту конкретную технологию психологического обеспечения, которую необходимо реализовать в конкретной ситуации.
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.