Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
(теплов) Темперамент – характерная для данного человека совокупность психических обусловленностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой.
Темперамент – биологически обусловленная структура личности.
Типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический.
Различаются прежде всего по динамиек возникновения и интенсивности эмоциональных состояний.
Гиппократ – 4 вида жидкости – кровь, флегма, желчь, черная желчь -> Гален 4 типа темперамента.
-
Взаимосвязь свойства темперамента наследственны или врожденны и связаны с индивидуальными различиями в особенностях телосложения – Конституциональная типология
Кречмер: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.
3 типа темперамента: шизотимик (астеническое телосложение), иксотимик (атлетическое); циклотимик (пикник).
Шелдон – три типа телосложения: эндоморфный (внутренние органы); мезоморфный (мышечная ткань); эктоморфный (кожа и нервная ткань) -> три типа темперамента: висцеротоник (внутренности; пикник), соматотоник (тело; атлетик), церебротоник (мозг; астеник).
-
Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами тмперамента (Павлов).
Теплов – свойства темперамента – это устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. – свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида; - темп связан с деятельностью
Русалов выделил 4 свойства темперамента, отвечющие за: - широту или узость афферентного синтеза; - легкость переключения с одной программы на другую; - скорость исполнения текущей программы поведения; - чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
4 компонента темперамента: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность.
Физиологическая основа.
Свойства нервных процессов:
-
сила возбуждения (работоспособность неврной клетки)
-
сила торможения (работоспособность нервной системы при реализации торможения)
-
уравновешенность (равновесие процессов возбуждения и торможения)
-
подвижность (быстрота перехода одного нервного процесса к другому)
Свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.
Нерыные процессы могут быть сильные и слабые, которые в свою очередь делятся на уровновешанные и неуровновешанные.
Павлов – тип нервной системы – врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы.
В дальнейшем типология павлова была дополнена (Теплов, Небылицын):
- лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов)
- динамичность (легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов).
Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.
Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.
Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаютсяво внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.
Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то ^ереживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.
- Основные отрасли психологической науки.
- Человек, как объект научного познания.
- Понятие о психике. Основные этапы развития психики.
- Предмет психологии. Классификация психических явлений.
- Основные методы психологических исследований.
- Общая характеристика и основные положения теории деятельности.
- Развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие) человека в онтогенезе.
- Представление. Виды и функции представлений.
- Общая характеристика внимания. Свойства внимания.
- Общее понятие о памяти. Виды памяти.
- Мышление как высший психический процесс. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Способности. Общая характеристика. Проблема врожденности или социальной обусловленности способностей.
- Общая характеристика воображения. Виды воображения.
- Деятельность. Общая характеристика деятельности. Роль деятельности в развитии психики человека.
- Темперамент. Физиологическая основа темперамента. Типологии темперамента.
- Понятие личности. Развитие личности.
- Общее понятие о характере. Формирование характера.
- Методы исследования личности в психологии.
- Периодизация возрастного развития человека. Механизмы психического развития.
- Особенности психического развития раннего детства.
- Особенности психического развития периода дошкольного детства.
- Особенности психического развития школьного периода.
- Особенности подросткового возраста
- Акмеологический период развития. Период взрослости.
- Геронтогез. Особенности периода геронтогеза.
- Адаптация человека и функциональные состояния организма.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности человека.
- Цель, задачи, принципы психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Структура психологического обеспечения.
- Общие задачи психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- Профориентация, Проф отбор, Психологическое сопровождение личности.
- Психология групп. Виды групп, структура и их функция.
- Психология образовательного процесса.