Тема 20. Психология семьи, функции, этапы и кризисы семьи, классификация и проблемы семьи.
Задачи: дать определение понятиям «семья», «брак», «кризис семейных отношений», охарактеризовать виды классификаций семей по различным основаниям, выделить стадии развития семьи, выявить основные проблемы, с которыми сталкивается семья в процессе своего функционирования.
Примерное содержание: Определение брака, супружества и семьи. Функции семьи. Классификация семей по их структуре: семья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя-одиночки. Особенности семей разного состава. Структурный состав семьи. Классификация типов распределения ролей в семье. Виды социально-аксиологической направленности семьи. Дееспособность и активность семьи.
Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различным классификациям (Г.Навайтис, Д.Леви, Картер и Мак Голдринг). Сложности, возникающие на разных стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения. Супружеское соглашение. Виды супружеских соглашений.
Самостоятельная организация практической работы: дать психологический портрет конкретной семьи с научным обоснованием.
Рекомендуемая литература:
-
Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебн. пособие для вузов по спец. 03100; 031300. / Жедукова Л. Г., Моторовская И. А., Поспсоев Н. Н. и др. – М. : Владос-Пресс, 2004. – 328с.
-
Психология семейных отношений с основами консультирования : учебн. пособие для вузов на фак. пед-ки, психологии и социальной работы / Артаманова Е .И. и др. / под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Academia,, 2002. – 192с.
-
Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии : учебно-методическое пособие. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т ; НПО «МОДЭК», 2003. – 927с
- Обзорные лекции
- Тема 1. Психология как наука. Соотношение с другими науками. Разделы и методы психологии.
- Тема 2. Психологические основы развивающего обучения.
- Тема 3. Основные этапы развития отечественной психологической науки.
- Тема 4. Основные направления зарубежной психологии.
- Тема 5. Ощущение и восприятие. Их виды, свойства и методы диагностики.
- Тема 6. Внимание и память, их характеристика. Диагностика уровня развития внимания и памяти.
- Тема 7. Мышление и воображение, их характеристика. Мыслительные операции. Диагностика уровня интеллектуального развития.
- Тема 8. Темперамент и характер: психологические теории темперамента, структура и качества характера.
- Тема 9. Характеристика, виды и функции эмоций и чувств.
- Тема 10. Способности и одаренность, виды, уровни развития. Диагностика общих, специальных и творческих способностей.
- Тема 11. Возрастная периодизация и ее характеристика.
- Тема 12. Условия и движущие силы психического развития. Проблема биологического и социального в развитии.
- Тема 13. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте и в раннем детстве. Его диагностика.
- Тема 14. Возрастные кризисы и их характеристика, составляющие кризиса.
- Тема 15. Психические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школьному обучению, ее диагностика. Адаптация детей к обучению в школе.
- Тема 16 . Психологическая характеристика школьников в переходный период из начальной школы в среднее звено, адаптация пятиклассников.
- Тема 17. Общая характеристика подросткового возраста. Диагностика подростков. Акцентуации характера и их диагностика.
- Тема 18. Психическое развитие в юношеском возрасте, работа психолога со старшими школьниками. Психодиагностика старших школьников.
- Тема 19. Понятие «личности» в психологии. Структура личности. Методы диагностики.
- Тема 20. Психология семьи, функции, этапы и кризисы семьи, классификация и проблемы семьи.
- Тема 21. Социальные группы, их классификация и признаки. Дифференциация и интеграция в группах и коллективах.
- Тема 22. Психология общения. Содержание, цели, формы и функции общения. Влияние группы на личность.
- Тема 23. Психологические особенности педагогического коллектива и педагогической деятельности учителя, их диагностика.
- Тема 24. Особенности и виды аномального развития.
- Тема 25. Процесс и технология ведения беседы в индивидуальном и семейном психологическом консультировании.
- Тема 26. Содержательные блоки и этапы социально психологического тренинга.
- Тема 27. Методы активной социально-психологической работы практического психолога.
- Тема 28. Понятие, структура, динамика разрешения конфликта. Стратегии поведения в конфликте.
- Тема 29. Психологическая коррекция: виды, формы, психологические подходы к проблеме коррекции психического развития.
- Тема 30. Основные понятия, характеризующие психологический эксперимент, его виды.
- Тема 31. Основные виды деятельности и формы работы школьного психолога с учащимися разных возрастных групп.
- Тема 32. Психолого-педагогический консилиум (ппк) и психолого-медико-педагогическая комиссия (пмпк) в работе школьного психолога.
- Тема 33. Психология гендерных различий и функциональная ассиметрия полушарий.
- Тема 34. Основные направления работы практического психолога с родителями учащихся. Диагностика семьи и семейного воспитания.