Тема 19. Понятие «личности» в психологии. Структура личности. Методы диагностики.
Задачи: дать определения «личность», «индивид», «индивидуальность». Рассмотреть методы исследования личности, стандартизированные личностные тесты (MMPI, CPI). Изучить проективные личностные тесты (Роршаха, ТАТ и др.) Рассмотреть теории черт личности. Определить измерения личности: нейротизм, эмоциональная стабильность, экстраверсия, интроверсия.
Примерное содержание: Научное определение понятия «личность». Наличие множества определений понятия «личность». Индивид, личность, индивидуальность. Различия в содержании и объеме этих понятий.
Методы исследования личности. Стандартизированные личностные тесты. MMPI: критерии, основанные на клинических наблюдениях. CPI: критерии из повседневной жизни. Валидность личностных опросников. Проективные личностные тесты. Тест Роршаха. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Валидность проективных личностных тестов.
Теории черт личности. Классификация, разработанная на основе данных языка. Измерения личности: Большая Пятерка. Измерения личности: нейротизм/эмоциональная стабильность и экстраверсия/интроверсия. Черты личности и ситуация: согласованность и противоречия.
Самостоятельная организация практической работы: самостоятельно составить концепцию личности (структуру: тип нервной системы, тип темперамента, черты личности, особенности конституции и др.)
Рекомендуемая литература:
-
Асмолов А. Г. Психология личности : Принципы общепсихол. анализа : учеб. для вузов по спец. "Психология" / А. Г. Асмолов. – [2-е изд., перераб.]. – М. : Academia; Смысл, 2002. – 414с.
-
Божович Л. И. Проблемы формирования личности : Избр.психол.тр. / Л. И. Божович ; Под ред.,[со вступ.ст.] Д. И.Фельдштейна. – М. : Моск. психол.-соц.ин-т, 2001 ; Воронеж : НПО"МОДЭК". -–349с.
-
Первин Л. А. Психология личности : Теория и исследования / Л. А. Первин, О. П. Джон ; Пер.с англ. М. С. Жамкочьян; Науч. ред. пер. В. С. Магун. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 606с.
-
Психология личности в трудах зарубежных психологов : Хрестоматия / [Сост.и общ. ред. А. А. Реана]. – СПб. и др. : Питер, 2000. – 316с.
-
Психология личности в трудах отечественных психологов Хрестоматия / [Сост.и общ. ред. Л. В. Куликова]. – СПб. : Питер, 2000. – 476с
- Обзорные лекции
- Тема 1. Психология как наука. Соотношение с другими науками. Разделы и методы психологии.
- Тема 2. Психологические основы развивающего обучения.
- Тема 3. Основные этапы развития отечественной психологической науки.
- Тема 4. Основные направления зарубежной психологии.
- Тема 5. Ощущение и восприятие. Их виды, свойства и методы диагностики.
- Тема 6. Внимание и память, их характеристика. Диагностика уровня развития внимания и памяти.
- Тема 7. Мышление и воображение, их характеристика. Мыслительные операции. Диагностика уровня интеллектуального развития.
- Тема 8. Темперамент и характер: психологические теории темперамента, структура и качества характера.
- Тема 9. Характеристика, виды и функции эмоций и чувств.
- Тема 10. Способности и одаренность, виды, уровни развития. Диагностика общих, специальных и творческих способностей.
- Тема 11. Возрастная периодизация и ее характеристика.
- Тема 12. Условия и движущие силы психического развития. Проблема биологического и социального в развитии.
- Тема 13. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте и в раннем детстве. Его диагностика.
- Тема 14. Возрастные кризисы и их характеристика, составляющие кризиса.
- Тема 15. Психические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школьному обучению, ее диагностика. Адаптация детей к обучению в школе.
- Тема 16 . Психологическая характеристика школьников в переходный период из начальной школы в среднее звено, адаптация пятиклассников.
- Тема 17. Общая характеристика подросткового возраста. Диагностика подростков. Акцентуации характера и их диагностика.
- Тема 18. Психическое развитие в юношеском возрасте, работа психолога со старшими школьниками. Психодиагностика старших школьников.
- Тема 19. Понятие «личности» в психологии. Структура личности. Методы диагностики.
- Тема 20. Психология семьи, функции, этапы и кризисы семьи, классификация и проблемы семьи.
- Тема 21. Социальные группы, их классификация и признаки. Дифференциация и интеграция в группах и коллективах.
- Тема 22. Психология общения. Содержание, цели, формы и функции общения. Влияние группы на личность.
- Тема 23. Психологические особенности педагогического коллектива и педагогической деятельности учителя, их диагностика.
- Тема 24. Особенности и виды аномального развития.
- Тема 25. Процесс и технология ведения беседы в индивидуальном и семейном психологическом консультировании.
- Тема 26. Содержательные блоки и этапы социально психологического тренинга.
- Тема 27. Методы активной социально-психологической работы практического психолога.
- Тема 28. Понятие, структура, динамика разрешения конфликта. Стратегии поведения в конфликте.
- Тема 29. Психологическая коррекция: виды, формы, психологические подходы к проблеме коррекции психического развития.
- Тема 30. Основные понятия, характеризующие психологический эксперимент, его виды.
- Тема 31. Основные виды деятельности и формы работы школьного психолога с учащимися разных возрастных групп.
- Тема 32. Психолого-педагогический консилиум (ппк) и психолого-медико-педагогическая комиссия (пмпк) в работе школьного психолога.
- Тема 33. Психология гендерных различий и функциональная ассиметрия полушарий.
- Тема 34. Основные направления работы практического психолога с родителями учащихся. Диагностика семьи и семейного воспитания.