2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
Пренатальный период – это период развития человеческого организма с момента зачатия до момента рождения. Длительность пренатального периода – примерно 266 дней, считая с момента зачатия.
В пренатальном развитии выделяют три периода: герминальный, эмбриональный и фетальный (таблица 3).
После того как яйцеклетка соединится со сперматозоидом, ее называют зиготой. Вслед за этим наступает герминальный период. В принципе, момент оплодотворения еще не является началом беременности. Оплодотворение происходит в маточной трубе и только потом плодное яйцо продвигается в матку. Некоторое время (от 15 минут до 32 часов) ничего не происходит и будущий человек остается одной клеткой, затем клетка начинает быстро делиться, и примерно на 3-4-е сутки плодное яйцо становится похожим на тутовую ягоду – превращается в морулу. Зародыш на этой стадии состоит из 8-12 первых клеток, плотно соприкасающихся друг с другом. Как правило, прежде чем попасть в матку морула превращается в пузырек – бластулу. В плотном шаре-ягоде образуется полость – клеточная масса разделяется на зародышевый диск и поверхностный слой клеток. Это превращение происходит к середине шестых – началу седьмых суток. В это время зародыш состоит примерно из 107 клеток.
Таблица 3
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию