Методы исследования раннего развития ребенка
Существует целый ряд объективных причин, ограничивающих возможности исследования раннего развития ребенка. Особенно это касается периода внутриутробного развития. До недавнего времени не было реальной возможности изучать поведение нормально развивающегося плода за исключением каких-то необычных ситуаций. Недаром же большинство учебников, посвященных раннему развитию человека, сразу приступает к описанию способностей новорожденного. Однако внедрение специальных технических средств, созданных в последние годы, позволило ученым выполнить ряд поистине удивительных исследований пренатальных процессов и более детально изучить истоки психического развития.
Данные о психическом развитии внутриутробного ребенка в первую очередь накапливаются в рамках биологических и неврологических исследований. Внедрение современного ультразвукового сканирования (с 70-х годов прошлого века) сразу же сделало возможным детальное изучение поведения плода в его естественной среде. При использовании этой техники высокочастотный звук (выше диапазона слышания) передается в брюшную полость беременной женщины, не вызывая повреждений. Звук отражается от плода (и других внутренних структур, располагающихся в брюшной полости матери), и эхосигналы превращаются в подвижную картинку на экране компьютера. Это позволяет наблюдать за спонтанным поведением плода. Квалифицированный специалист может интерпретировать такое изображение, получая информацию о поведении плода. При помощи такой техники установлено широкое разнообразие паттернов движений плода, многие из которых подобны поведению, наблюдаемому позже в постнатальном периоде [2]. Благодаря УЗИ стало возможным судить и о сенсорных способностях внутриутробного ребенка, его рефлексах и мимическом выражении базовых эмоций.
О пренатальном развитии ребенка некоторую информацию могут также дать самоотчеты беременных женщин, описывающих, например, свои ощущения от его шевелений, однако основной метод исследования пренатального психического развития – это все-таки наблюдение.
Что касается исследования раннего постнатального развития, то основными методами исследования здесь являются наблюдение и эксперимент. В этом смысле, перинатальная психология не отличается от других отраслей и разделов психологической науки. Однако самое главное в разработке эксперимента для исследования младенцев – это возможность делать выводы и устанавливать закономерности вне зависимости от уровня речевого развития ребенка, то есть необходимо продумывать такие планы исследования, при которых не имеет значения невозможность спросить ребенка о том, что он помнит, видит, чувствует.
В настоящее время среди экспериментов в перинатальной психологии условно выделяются две группы: поведенческие эксперименты и эксперименты, основанные на фиксировании психофизиологических показателей (таблица 2).
Поведенческие эксперименты основаны на создании условий для наблюдения за поведением младенцев. Например, к их числу относится метод зрительного предпочтения и его модификация – метод привыкания.
Таблица 2
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию