logo search
voprosy_k_gos_ekzamenu_po_psikhologii_Boxitogo

Общая характеристика и основные положения теории деятельности.

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х – нач. 30 хх г. 20 в.Леонтьев. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Иерархическое строение деятельности: Верхний уровень – уровень особых видов деятельности Уровень – действий Уровень – операций Нижний уровень – уровень психофизиологических функций Центральное место – действие – еденица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определенна как образ желаемого результата. Деятельность – мотив-> цель=> действие- внешние предметные óвнутренние/умственные- >операции Основные принципы теории: а)Принцип «размывания» круга сознания (сознание проявляется в деятельности) б) Принцип единства сознания и поведения (поведение нельзя рассматривать вотрыве от сознания человека)в) Принцип активности (деятельность – активный целенаправленный процесс) г) Принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности (д-ть чел – предметы; их цель носят социальный характер) Действие – это сложный элемент, который состоит их многих более мелких и обусловленно целью. Может быть выполненно с помощью различных способов.Способ выполнения действия – операция (зависит от условий). Операции – это более крупные еденицы деятельности, чем действия. Уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.2 вида операции:- возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности- сознательные действия, благодаря автоматизации стали навыками Психофизиологические функции – физиологические механизмы обеспечения психических процессов.- обеспечивают необходимые предпосылки для осуществления психических функций- обеспечивают средства деятельности Потребность -> Мотив -> Цель -> Действие Потребность – исходная форма активных живых организмов(органические оргонические и социальные) Потребность – 2 этапа развития: - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность - после этой встречи Происходит опредмечевание потребности. В этом акте рождается мотив. Особенная деятельность или особый вид деятельности – совокупность действий, вызванных одним мотивом. Мотивы – то ради чего совершается действие: - осознаваемые - неосознаваемые – прявляются в эмоциях и личностных смыслах. Мотивы порождают действия путем формирования целей. Эмоции – это отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказывающегося в поле действия ведущего мотива. Мотив выступает в качестве источника деятельности человека, характеризует его личность. Характер деятельности, которой занимается человек, в значительной мере определяет вероятные пути его дальнейшего развития. Внутренняя деятельность – подготавливает внешнюю деятельность. 2 черты: 1. Имеет принципиально то же строение, что и внешняя 2. Внутренняя произошла из внешней путем интериоризации. С позиции деятельностного подхода – психология – это наука о законах порождения функционирования и строения психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека. Деятельность, которой занимается человек, в значимой степени определяет развитие его мотивов и жизненых целий - предмет – психичсеки управляемая деятельность