logo search
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

§ 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация

Психическое состояние человека — это относительно устойчи­вая структурная организация всех компонентов психики, выпол­няющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией [100, с. 20].

Состояния человека в трудовой деятельности классифици­руют по признаку длительности, по ведущему компоненту, по степени напряжения их общего тонуса, по степени активной дея­тельности сознания, по доминирующим в их структуре свойствам личности и т. д.

В. Асеев [12] располагает возникающие в процессе трудовой деятельности психические состояния по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состо­яния. Такие состояния определяют отношение человека к дан­ному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности рабо­той, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п.) отражают общий психологический настрой коллектива;

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производ­ственном процессе или во взаимоотношениях рабочих;

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасполо­жение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв и т. д. Сюда же Асеев относит психические состояния, вызван­ные содержанием и характером работы (операции): скука, сон­ливость, апатия, повышенная активность и т. п.

По признаку преобладания одной из сторон психики разли­чают состояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состо­яния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мыслительная активность (задумчи­вость, вдохновение, озарение) и т. д. [100].

Наиболее важна для психологии труда классификация состоя­ний по уровню напряжения, так как именно этот признак наибо­лее существен с точки зрения влияния состояния на эффектив­ность деятельности. Умеренное напряжение — нормальное рабо­чее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудо­вой деятельности. Это состояние психической активности — не­обходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопро­вождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий.

Умеренное .напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обста­новка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмиче­ский характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспо­собности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режи­ме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффек­тивностью [72].

Экстремальные условия — условия, требующие от работаю­щего максимального напряжения физиологических и психиче­ских функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим в самом общем смысле — это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение. Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, относятся к следующим группам:

1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие усло­вий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) 'Наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решений;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, т. е. условия, при которых выпол­нение одного из них требует осуществления действий, противо­речащих выполнению другого условия [23].

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими (функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения кото­рых наиболее выражены в неблагоприятных условиях [64].

Интеллектуальное напряжение — напряжение, 'вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при форми­ровании плана обслуживания, обусловленное высокой плот­ностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение— напряжение, вызванное неопти­мальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае .больших затруднений в воспри­ятии необходимой информации.

Монотония — напряжение, вызванное однообразием выпол­няемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.

Политония — напряжение, вызванное необходимостью пере­ключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение — напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат чело­века.

Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конф­ликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напря­жением прочих видов.

Напряжение ожидания—-напряжение, вызванное необходи­мостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление — напряжение, связанное с временным сниже­нием работоспособности, вызванным длительной работой.