logo
Ответы на политическую

Методи політико-психологічних досліджень.

Использование бихевиористических методов их приверженцы обосновывают тем, что все формы взаимоотношений являются результатом действий и взаимодействий индивидов и связей между ними. Бихевиористические исследования сосредоточены на нескольких основных направлениях. Важнейшим из них является электоральное поведение граждан. Исследования электорального поведения можно разделить на четыре группы направлений[4]:

1. “Микро-микро” - исследования, в которых изучаются связи между биографическими данными человека, его ролями и мотивациями в объединении с политическими настроениями и решениями.

2. “Макро-макро” - исследование влияния структурных связей на уровень политических решений, стабильность и направленность “микро-микро”-связей.

3. “Микро-макро” - исследования влияния граждан на политику, стратегию и тактику политических структур (партий, общественных организаций, движений, процедуры принятия решения).

4. “Макро-микро” - исследования, связанные с функциями системы структурных ограничителей поддержки, стабилизации всей политической системы.

Количественные методы тесно связаны с бихевиористическими, поскольку политическая практика, которая требует определения политических процессов и явлений, исходит из понимания принципиальной возможности исследования последних. Приверженцы бихевиористического метода активно используют количественные методы обработки информации. Прежде всего через использование ЭВМ в сфере исследования политических ориентаций, позиций и поведения граждан относительно политических институтов общества, выборов. Среди количественных методов больше всего используются контент-анализ, статистический метод, опрос общественного мнения, эксперимент.

Используют контент-анализ и во время изучения сообщений различных средств массовой информации про одно и то же событие или человека. Таким способом, проанализировав большое количество сообщений традиционной, радио- и электронной прессы, можно получить достаточно объективный срез общественного мнения по этому поводу. В свою очередь, проследив в течение достаточно длительного времени сообщения конкретного средства массовой информации, можно оценить и собственные политические симпатии и антипатии данного издания или телерадиокомпании.

Статистический метод исследования политической активности ставит своей целью изучение и анализ закономерностей в поведении избирателей, в зависимости от специфики избирательных округов, состояния общественного сознания граждан. Он базируется на исследовании результатов голосования избирателей на выборах, референдумах, опросах и данных государственных статистических органов.

Опрос общественного мнения может проводиться непосредственно (в так называемых “полевых условиях”), с помощью анкетирования, интервью через средства массовой информации (телефон, телевидение, радио, пресса, почта), через компьютерные сети. Техника опроса базируется прежде всего на основе заранее разработанных анкет, которые состоят из закрытых и открытых вопросов.

Достаточно часто в политической практике используют так называемые экспертные опросы, когда респондентами выступает не большое количество граждан (от нескольких сотен до нескольких тысяч опрошенных), а сравнительно немного специалистов, которые занимаются проблемами политики. При соответствующем подборе экспертов и соответствующем уровне их квалификации результаты таких опросов могут быть очень полезными.

Лабораторные эксперименты используются во время моделирования политических ситуаций с целью разработки правдоподобного сценария возможных политических событий и соответствующих политических решений. Суть эксперимента, как правило, состоит в том, чтобы найти связи между психологическими, политическими и другими качествами людей, которые принимают политические решения, с их возможным политическим поведением.

Использование различных методов и подходов дает возможность получать наиболее полное и правдивое представление о политическом процессе и на базе этого принимать оптимальные политические решения.