logo
Ответы на политическую

Власть: виды, режим. Власть как политический феномен.

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут использоваться в качестве оснований ее типологий.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на:

- экономическую;

- социальную;

- духовно-информационную;

- принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно);

- политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости от субъектов, власть делится на:

- государственную;

- партийную;

- профсоюзную;

- армейскую;

- семейную и т.п.

По широте распространения выделяются:

- мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);

- макроуровень - центральные органы государства;

- мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)

- микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

Возможна классификация власти по функциям ее органов, например:

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти:

- демократическая;

- авторитарная и т.п.

В этой связи следует отметить, что каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Другими словами, режим - это управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

Итак, получить более отчетливое представление о власти как политическом феномене, можно проследив взаимодействие политической и других властей, а также через ряд отличительных признаков политической власти. К ним, в частности, относятся:

- легальностьюв использовании силы в пределах государства;

- верховенство, обязательность решений для всякой иной власти.

- политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или вовсе ликвидировать их;

- публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая существует в небольших группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам;

- моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

- многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные и другие доступные ресурсы.