logo
Ответы на политическую

Історія і динаміка розвитку політичної психології.

Психология, как учение о душе, возникла более 2000 лет назад в качестве философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей. Впервые систематизировать знания о психике пытался выдающийся древнегреческий философ Аристотель ( 384 - 322 г, г, до н.э.). В своем трактате  “О душе” он изложил основную идею, которая стала фундаментом развития научной психологии (“Душа движет живое существо решением и мыслью”). В 5-м веке   господствовало учение Платона, развитое Августином Блаженным (“Душа - божественная, вечная и независимая от материи сущность”. В 8-м веке вновь  началась ориентация на учение Аристотеля. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214-1292) выступил родоначальником современных методов познания, наметил пути изучения психики. В 14 веке профессор Оксфордского университета У.Онкам признал источником психической деятельности внешние явления.

     Далее делаются первые открытия в психофизиологии. Леонардо да Винчи (1452-1519) пишет “Трактат о живописи”, где описывает явление зрительного контраста и др. В 17 веке Рене Декарт, французский ученый, математик, философ, физиолог вводит понятие рефлекса

 

(отражения) сознания. Выдающийся немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646-1716) уже различает сознание и подсознание.

     18 век считается веком зарождения современной научной психологии благодаря исследованиям Дейвида Гартли. Он отделил память от других познавательных процессов, увидел в волевом акте взаимодействие сенсомоторных и речевых процессов . В 18  же веке немецкий ученый Христиан Вольф (1679-1754) предложил понятие способности, осуществил классификацию психических явлений, ввел в научный оборот термин психология.

Позднее  усилился интерес и к физиологии человека. Швейцарский ученый Альберт Галлен (1708-1771) опубликовал в 1758 году “Основы физиологии”. Чешский физиолог Йиржи Прохазки (1749-1820) дал классическое определение рефлекса, установил наличие низших и высших отделов нервной системы. В 40-х годах 19 века немецкий физиолог Эрнст Вебер, немецкий физик Густав Фехнер установили логарифмическую зависимость изменения силы ощущения от физической интенсивности раздражителя (Закон Вебера - Фехнера ). В 1859 году в работе “Происхождение видов” Чарльз Дарвин  внес в психологию понятие взаимодействия организма со средой, понятие соответствия внешнего и внутреннего. Возникла новая категория - поведение.

     В1879 г. Немецкий философ, языковед, психолог и физиолог  Вильгельм Вундт (1832-1920) создал в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, которая стала центром психологических исследований. После этого экспериментальная психология получила развитие во многих странах.

     В 20 веке в Европе и США формируется ряд психологических школ, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования, системой основных понятий. 

    В Европе Фрейдизм и гештальтпсихология, в США - бихевиоризм и школа Курта Левина. 

    В 1895 г.  австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939)  обнаружил личностное содержание ассоциаций, скрытое от самих пациентов и создал свой метод изучения психических травм личности, а учение назвал психоанализ (“Толкование сновидений”1900г.).

     В 1912 г. во Франкфурте-на Майне Макс Вертгеймер (1880-1943) создал новую школу гештальтпсихологию ( - форма, структура). Суть ее в том, что сознание активно и опирается на некоторые изначально имеющиеся структуры - гештальты. В это же время американцы создают бихевиоризм (от слова поведение) . Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание же, как явление, не поддающееся наблюдению , было исключено из сферы бихевиористской психологии. Ее основатель - психолог и педагог Эдвард Торндайк (1874-1949). (Термин бихевиоризм введен Уотсоном в 1913 году. )

     В 30-х 60-х годах 20 века возникают различные направления классического психоанализа. Эти направления возглавили бывшие сотрудники З.Фрейда.

Один из них Карл Густав Юнг (1875-1961) швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической (глубинной) психологии, который разработал учение о личном и коллективном бессознательном.

     Другой -  Альфред Адлер (1870-1937) , австрийский психолог , создатель индивидуальной психологии связал подсознание с социальными факторами.

     Третий - Эрих Фромм (1900-1980) немецко-американский психолог, основал гуманистическую психологию:”Человек является пленником не своих инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологем .”...”Сам по себе человек не является на плохим ни хорошим”... Само существование человека выступает по Фромму в двух модусах (тенденциях) - “быть” или “иметь”. Существование в модусе “иметь” заглушает коллизию человеческого бытия, обеспечивая ему иллюзорную самодостаточность. Тенденция “иметь” стимулируется его биологической природой. Тенденция “быть” черпает свои силы в человеческой духовности, обусловленной глубинными, подлинно человеческими потребностями. ( Фромм Э. “Бегство от свободы” М., 1990, “Душа человека” М., 1992г.).

 

      Появляются также : теория поля Курта Левина, немецкого психолога, эмигрировавшего в США,     генетическая психология - школа швейцарского психолога Жана Пиаже,    когнитивная психология (лат. - познание), которая провозглашает знание как основу поведения. В 50-х годах появляется “трансактный анализ” как школа психотерапевта из США Эрика Берна (1964 г. “Игры, в которые играют люди”). “Оперантный бихевиоризм” возглавляет Беррес Фредерик Скиннер (род в 1904г.).По его теории научение организма происходит благодаря самоподкреплению.

      Но концептуальную значимость в последнее время приобретают не отдельные психологические направления или теории , а системы взглядов .  Например идеи Карла Ясперса (1883-1969) - немецкого психиатра и психолога, который исследовал проблемы психологического развития личности. Основой социального зла он считает обезличенность массового общения.             Популярной основополагающей психологической идеей сейчас становится организация поведения человека на основе общечеловеческих ценностей.

      В нашей стране для развития психологической науки  очень многое сделали такие  ученые как: Иван Михайлович Сеченов,  Иван Петрович Павлов,. Владимир Михайлович Бехтерев, Николай Николаевич Ланге, Георгий Иванович Челпанов,  Александр Федорович Лазурский,  Сергей Леонидович Рубинштейн, Борис Герасимович Ананьев, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Борис Михайлович Теплов и многие другие. Н. Н. Ланге - один из основателей экспериментальной психологии в России. Г. И. Челпанов - основатель первого в нашей стране института психологии.

В 30-60-е годы возникло несколько школ и направлений в нашей стране.

     Школа  Д .Н. Узнадзе (в Грузии) использовала для анализа многих психологических явлений понятие установки. Группа ученых во главе с Л. С. Выготским  (в Москве) разрабатывала вопросы общей и педагогической психологии.  Основы общей психологии  разработанные С. Л. Рубинштейном  являются достижением мировой психологической науки. Б. Г .Ананьев  создал “ленинградскую школу”психологии. А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин заложили основы детской психологии (Москва). П. Я. Гальперин внес вклад в развитие педагогической психологии. Базу для развития медицинской психологии заложили труды

 А. Р .Лурия, который работал в области нейропсихологии и нейролингвистики. Работы  психофизиолога Е. Н. Соколова с группой ученых  в области нейрофизиологии также получили широкую мировую известность. В настоящее время отмечается  интеграция мировых тенденций в психологической науке.