logo
Ответы на политическую

Психологічні чинники делегітимізації влади.

Легитимность есть не столько состояние, сколько процесс и его мобильный результат. Он включает на­ряду с укрепляющими власть факторами также и те которые ослабляют легитимность. Ведущим фактором делегитиглизации будет несоответствие тому принци­пу, на котором она базируется. Для традиционной вла­сти смертельно опасны любые перемены, а сила и непоколебимость традиции превращается в мину замед­ленного действия. Любые действия власти, не соответ­ствующие заданным рамкам, подрывают ее основы. Вспомним, что народ не удивлялся жестокости Ивана Грозного, но объявлял антихристом Петра I. Более близ­ким примером может стать М.С. Горбачев. После тра­гедии с атомной подводной лодкой «Курск» легитим­ность президента В. Путина не только была снижена, но многими и поставлена под сомнение.

Проблема харизматической власти заключена в необходимости постоянно подтверждать харизму че­рез демонстрацию чего-то «сверхъестественного» или, как минимум, эффективность. В противном случае в массовом сознании возникают сомнения по поводу подлинности качеств представителей власти («тому ли подчиняемся») и системы в целом. Вспомним крик: «царь-то не настоящий!», с которой начались злоклю­чения героев фильма «Иван Васильевич меняет про­фессию». Другой болевой точкой харизматической легитимности становится проблема преемственности власти. Если лидер — сверхчеловек (причем имплицит­но подразумевается, что единственный), то могут ли его соратники претендовать на власть? Такая проблема достаточно остро стояла после смерти Сталина. Путем решения проблемы может стать «рутинизация» харизмы: переход к традиционной легитимизации через ссылку на преемственность власти; придание оттенка харизматичности посту (например, генераль­ного секретаря), политической организации.

По мнению М. Вебера, рациональная легитимность является более слабой, поскольку любое право­вое установление можно в принципе оспорить перед «судом разума». «Порядок, устойчивость которого основана только на целерациональных мотивах, в целом значительнее лабильнее, чем тот порядок, орга­низация которого основана только на обычае, привычке к определенному поведению…», — писал в связи с этим немецкий социолог [28, с. 637].

Аналогичную мысль высказал русский правовед И.А. Покровский, увидевший еще в 1919 г. слабые мес­та демократической политической системы. Он от­метил, что благодаря значительной степени ирра­циональности, а также освященности традицией монархической власти «повинуются легче и проще» [111, с. 222]. В то же время, основой демократии явля­ется прежде всего «гражданское сознание необходи­мости порядка и власти вообще». Но рациональные мотивы «далеко не всегда оказываются равным и по силе прежним», вследствие чего условиях демократии возможно ослабление «психологического влияния вла­сти и психологической силы закона».

Таким образом, в определенной психологической недостаточности «только легальной власти» коренит­ся необходимость ее «делегитимизации» со стороны других типов. Так, для прочности демократии необхо­димо не только ввести в действие самое совершенное законодательство, но и то, чтобы они подкреплялись многовековой традицией и стали своеобразными цен­ностями большинства. Существенную роль играет и отождествление принципов демократии с авторитет­ными личностями, близкими по масштабу к харизматикам.

Среди других факторов, снижающих легитимность власти, можно отметить:

1) ценностный диссонанс (для традиционной и идеологической легитимности):

• различие декларируемых и реально воплощае­мых властью ценностей;

• различие ценностных ориентации (в том числе менталитета) основной массы граждан и вла­сти;

2) снижение легитимности правящей элиты (для персональной легитимности):

• нарушение моральных норм представителями власти (по мнению Т. Гоббса, «репутация вла­сти есть сама власть»;

• кризис правящей группы (как заметил Аристо­тель, «распри среди знатных приходится рас­хлебывать всему государству»);

• перенос недовольства лицом на представляемый им властный институт (примером может служить влияние скандалов вокруг личной жизни пред­ставителей британской королевской семьи на восприятие монархии гражданами Великобри­тании) .

3) отчуждение граждан от власти, отсутствие воз­можности выразить свои интересы;

4) неэффективность власти, невыполнение ею своих обязанностей;

5) активизация противостояния и противодейст­вия открытой и латентной оппозиции.

Степень легитимности определяется отношением граждан к власти. Но это не означает, что последней остается только пассивно созерцать, как растет или падает ее авторитет. Безусловно, в политическом про­цессе властные структуры стремятся сделать все, что­бы их господство было признанным большинством населения. Такую «технологическую» точку зрения выразил С.М. Липсет. По его мнению, легитимность — «способность системы создать и поддержать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества» [111, с. 103]. Из данного тезиса вытекает одна из основных технологий самолегитимизации — созда­ние с помощью пропаганды представления о соответст­вии реальности и ожиданий людей. Данный способ весьма широко использовался в современной России в отношении укрепления влияния СМИ в общественном сознании и практике как четвертой власти. В условиях монополизации информационных потоков гражданам приходилось воспринимать их содержание, а нередко признавать предлагаемые ценности, цели, оценки. Кроме пропагандистского воздействия важное значение имеет политическое воспитание в обществе, соци­ально-психологическое воздействие.

Если обратиться к истории, то можно заметить, что еще одним средством повышения легитимности ста­новится привлечение граждан к участию в политиче­ском процессе, например, через голосование или «на­казы» депутатам. Вполне понятно, что если существует мнение о том, что решение власти является в опреде­ленной степени и «моим», то создается образ власти как учитывающей интересы людей, а выполнение такого решения будет опираться на иную мотивацию, чем в случае прямого навязывания воли властвующе­го. При этом речь может идти не столько о реальном объеме предоставляемой власти, сколько о создании у различных социальных групп субъективного представ­ления о своей политической значимости.

В.П. Макаренко отмечает, что в качестве специфи­ческого способа взаимодействия гражданина и власти может выступать жалоба, ставшая элементом нашей политической культуры. По мнению ученого, жалоба «создает… чувство некоторой свободы по отношению к чиновникам низших уровней… и связана с убеждением: верхи всегда готовы реагировать на социальную неспра­ведливость и бедствия народа», а количество жалоб — это показатель внедренности в массовую политическую психологию бюрократических стереотипов [119].

Фактором, в значительной степени влияющим на политические отношения, являются особенности вос­приятия власти массовым сознанием. При этом надо учитывать различные «измерения» такого отношения:

• восприятие конкретных лиц и органов власти, их действий;

• глубинное восприятие власти как социального института.

Оценка власти может осуществляться по различ­ным ее параметрам. Однако, как показало исследова­ние, проведенное под руководством Е.Б. Шестопал, основными измерениями являются:

1) сила — слабость;

2) симпатия — антипатия.

Соответственно, в современных условиях власть воспринимается россиянами как:

1)слабая, неспособная государства обеспечить повседневную безопасность;

2) размытая, неопределенная (непоследовательная, нерешительная);

3) отчужденная (безразличная к положению людей, не проявляющая элементарного уважения и заботы, рассматривающая людей как «винтиков»);

4) корыстолюбивая, эгоистичная [155].

Представляется, что хотя исследование проводи­лось в середине 90-х годов, такие особенности воспри­ятия власти гражданами сохраняются и сегодня, про­должая влиять на их политическое поведение.

Анализ ряда исследований позволяет сделать вы­вод о том, что для российского менталитета характер­но противоречивое отношение к власти — сочетание апелляции к ней по самым различным поводам с оп­ределенным недоверием. По мнению указанных авто­ров, власть и стремление к ней не являются в русском менталитете абсолютной ценностью. Так, на уровне коллективного бессознательного власть наделяется такими характеристиками, как:

• глобальность (вездесущность);

• таинственность, связь с «темной» силой, кол­довством;

• безликость, размытость.

Для понимания функционирования властных от­ношений также важно учитывать и то, что люди от­личаются по своей ориентации на подчинение власти. Психологический анализ предпосылок нацизма, осуще­ствленный Э. Фроммом, В. Райхом, Т. Адорно, позволил выделить особый тип личности, который характеризу­ется рядом особенностей. В аспекте рассматриваемой проблемы важным представляется то, что для человека с авторитарным характером характерно двойствен­ное отношение к власти. С одной стороны он:

• «восхищается властью и хочет подчиняться»;

• некритичен по отношению к официальной власти, часто смешивая «государство и «правительство»;

• весьма «трепетно» относится к социальной иерархии, выступает за ее поддержание;

• нуждается в сильном лидере (которого идеали­зирует).

Кроме того, с точки зрения Э. Фромма, подчинение власти для «обладателя» авторитарного характера может субъективно означать причастность к некоей высшей силе и становится средством преодоления невротических пе­реживаний, своеобразной психологической защитой.

На этом основано «бегство от свободы», полу­чившее наиболее полное освещение в работах Э. Фром­ма [126]. Вместе с тем следует отметить, что данный феномен был, по существу, отмечен русским полити­ческим психологом Б.Н. Хатунцевым. Еще в 1925 г. он писал: «Человек по слабости своей натуры нередко не может устоять от желания найти и иметь властителя, которому можно было бы передать заботы о себе и все мучения свободы, как свободного выбора добра и зла в жизни» [119].

Вполне понятно, что такие установки становятся весьма удобной почвой для установления авторитарной политической системы и ее стабильности. Но с другой стороны, авторитарная личность стремится господство­вать над более слабым, по отношению к которому на­правляется агрессия. Особенность авторитарного ха­рактера в том, что «человек восхищается властью, хочет ей подчиняться, но в то же время он хочет сам быть властью, чтобы другие подчинялись ему» [129].

Э. Фроммом замечен парадокс: если существующая власть не отвечает представлению о «сильной власти», то вполне возможна ненависть и презрение к ней. Пред­ставляется, что подобное имеет место и в новой России, когда правящая элита демонстрирует неспособность решать актуальные для народа проблемы или выполнять правящие функции в экстремальных ситуациях.

Завершая изложение, отметим, что все результаты проведенного анализа закономерных сторон власти по­зволяют уточнить сущность, механизмы и условия фе­номена власти, то есть поставить проблему психологии власти как одну из ключевых в политической психоло­гии. Даже самые общие положения в данном контексте позволяют выделить основные аспекты, на которые важ­но обращать внимание, чтобы совершенствовать систе­му власти. Они помогут выработать достаточно полное и целостное понимание психологии власти как в поли­тике, так и в обществе в целом. 3. Психологические особенности российской парламентской деятельности

Парламентская деятельность по своей сущности характеризует особенности лидерства депутатского корпуса. Парламентское лидерство как особая деятель­ность имеет свои особенности. С этой позиции следу­ет подходить к анализу данного феномена.

Традиции политико-психологического анализа закономерностей формирования и функционирования политического лидерства (в том числе и парламент­ского) принадлежат работам Г. Тарда, Г. Лебона, М. Острогорского, М. Вебера, Р. Михельса, 3. Фрейда, Г. Лассуэлла и Т. Адорно, внесших значительный вклад в развитие нового психологического взгляда на поли­тику и лидеров. На основе скрупулезного изучения истории проявления и развития специфических черт политического лидера в различные времена и в раз­личной обстановке они описали действия особых со­циально-психологических механизмов влияния и вла­сти. Г. Тард и Г. Лебон раскрыли целый до того времени не изученный, блок специфических составляющих содержания политического лидерства, в том числе и в парламентах.

Уделяя внимание психологическим особенностям политического поведения личности, Г. Лассуэлл вы­деляет два основных по стилю поведения типа, с ко­торыми встречается политический психолог: компульсивный и драматизирующий. По его мнению, лидер первого типа отличается жестким поведением, стрем­лением к четкой и строгой организации своих действий. Драматизирующий тип старается вызвать эмоциональ­ную поддержку у масс. Наряду с компульсивными и драматизирующими личностями, по мнению Г. Лассу­элла, интерес для исследователя представляет еще один тип характера — беспристрастный.

Известный исследователь политического лидерства Г. Пейдж предлагает классификацию стилей лидерст­ва по их отношению к проблеме социальных измене­ний, то есть в основании типологии ложится одна из социально психологических характеристик политиче­ского поведения лидера. Он, в частности, выделяет лидера консервативного типа, ориентированного на минимальные перемены реформаторского типа, и рево­люционного лидера, настроенного на максимально быстрые изменения.

Весьма схожую классификацию предлагает и Р. Такер. Он выделяет лидера-реформатора, который верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, по­этому он призывает изменить их представление; ли­дера-революционера, который не только отвергает разные поведенческие стереотипы из-за того, что они противоречат идеалам общества, но и отрицает сами эти идеалы; наконец, лидера-консерватора и лидера-либерала.

В отечественной литературе проблема классифи­кации политического лидерства наиболее полно рас­смотрена в теоретическом плане в работах Г.К. Ашина и Н.И. Бирюкова. Г.К. Ашин предлагает разные осно­вания классификации данного явления. По масштаб­ности лидерства, уровню решаемых задач он выделяет лидеров общенациональных, лидеров определенного класса и лидеров социальных групп. По классовому основанию им выделяются лидеры прогрессивного и реакционного класса. Наконец, по мнению Г.К. Аши­на, лидер может быть конформистом, принимающим ценности своих последователей, или нонконформистом, стремящимся их изменить. Кроме того, Г.К. Ашин, выделяет вы дающихся и заурядных лидеров (по своим индивидуальным способностям): лидеров, выдвигаю­щихся благодаря своим выдающимся качествам, и лидеров обстоятельств. Лидер может быть временным и постоянным, быть инициатором социального движе­ния или продолжателем начатого дела. По стилю лидерства Г.К. Ашин выделяет авторитарный, ориен­тированный на «индуцирование активности своих последователей, вовлечение их в процесс управления».

Некоторые исследователи правомерно указывают на большую роль в формировании стиля политического лидера процедуры его выдвижения. Так, Ю. Тихоми­ров предлагает классифицировать лидеров на лидеров поневоле, лидеров по назначению сверху, лидеров на основе доверия и отбора, политического карьериста, лидеров на веру, лжелидеров.

Таким образом, основой типологизации парламент­ского лидерства является не одна исследовательская модель, а совокупность взаимодополняющих психоло­гических подходов, дающих наибольшую полноту ка­чественных и количественных характеристик изучае­мого явления.

С учетом общих требований целесообразно проана­лизировать специфические характеристики парламент­ской деятельности как особого вида лидерства. Присту­пая к анализу довольно сложного явления, каковым является парламентское лидерство, прежде всего уточ­ним, насколько правомерен термин «парламентское лидерство», насколько правомочно его самостоятельное употребление и не подменяем ли мы им широко извест­ное понятие «политическое лидерство».

Понятие «лидерство», производное от «лидер», характеризует деятельностный аспект данного яв­ления. Термин «лидер» происходит от английского «leader» (ведущий, руководитель). По мнению вид­ного американского исследователя Г. Пейджа, лиде­ром можно считать лицо, которое занимает видную формальную должность, либо лицо, которое влиятель­но в делах данного сообщества, либо то лицо, кото­рое фактически принимает участие в решениях, имеющих наиболее важное значение для этого со­общества.

В словарях русского языка и научной литературе понятие «лидер» неразрывно связано с политической деятельностью «лидер — глава, руководитель полити­ческой партии, общественно-политической организа­ции». Подобная трактовка лидера характерна и для большинства научных, учебных работ, словарей по социологии, политологии, социальной психологии.

Существуют и другие определения понятия лиде­ра. «Лидер — член группы, за коим все остальные члены группы признают право принимать ответствен­ные решения в значимых для всех ситуациях, реше­ния, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы». «Лидер — субъект социально-психологической дея­тельности, наиболее авторитетная личность, обладаю­щая персонифицированными способностями социаль­но-психологического контроля, воздействия, за которой определенная группа людей признает право на специ­фическую организаторскую, идеологическую и управ­ленческую роль».

Эти и другие подобные определения объединяет то обстоятельство, что лидер в них понимается как субъект социально-психологической деятельности, за которым определенная группа людей признает право на специфическую роль по организации, интеграции общих усилий, координации деятельности масс, при­нятию общественно значимых решений.

Наиболее перспективным представляется опреде­ление лидерства как социально-психологического механизма; групповой интеграции, объединяющей действия группы вокруг индивида или определенной части группы, которая играет роль руководителя груп­пы в целях осуществления общезначимых задач. Ли­дер объединяет, направляет действия всей группы, которая принимает и поддерживает его действия.

Рассматривая категорию «лидерство», некоторые авторы в рамках определенного подхода допускают существование «параллельных вариаций определения данной категории». Так, например, анализируя спе­цифику лидерства и руководства в структуре социаль­но-психологического общения, Б.Д. Парыгин пишет: «…они представляют собой, в отличие от различных частных механизмов влияния и взаимовлияния (зара­жения, внушения, убеждения и т. д.), персонифициро­ванные формы социального контроля и интеграции всех механизмов социально-психологического воздей­ствия с целью достижения максимального эффекта» [95, с. 47].

Множество разных определений понятия лидер­ства позволяет констатировать наличие ряда сфер исследования данного феномена.

Во-первых, в случае рассмотрения лидерства как состояния, наиболее часто оно определяется через категории «положение», «обязанности», «явление», «отношение». Во-вторых, при рассмотрении лидерст­ва как процесса его трактовка осуществляется, как пра­вило, посредством понятий «влияние», «процесс», «способ организации деятельности», «поведение», «управление поведением людей» и т. д. И в-третьих, при исследовании лидерства как социально-психоло­гического механизма предметом изучения являются понятия «взаимодействие», способ организации дея­тельности», «способы осуществления лидерства».

Парламентское лидерство как персонифицирован­ная форма взаимодействия публично-политической власти и общества в психологическом плане представ­ляет из себя, с одной стороны, рациональные знания общества о субъекте конкретного лидерства; с другой, эмоционально-оценочное отношение общества, его институтов к депутату-лидеру и регулятивно-волевую реакцию на политические действия лидера.

Данный психологический срез общественных от­ношений характеризует массовое духовное состояние общества. Его содержание — не только сиюминутное отношение масс к политическим действиям лидера, политическому процессу, месту и роли в нем тех илииных политических институтов парламента, но и весь предшествующий опыт, зафиксированный в полити­ческом сознании общества в нормах традициях, сте­реотипах и т. д.

При этом понятия «политическое лидерство» и «парламентское лидерство» не идентичны. Понятие «парламентское лидерство», в отличие от понятия «политическое лидерство», включает в себя, кроме политической сферы деятельности, другие сферы, косвенно или напрямую связанные с политикой.

Понятие «парламентское лидерство» не идентич­но и понятиям «политическое лидерство в парламен­те» или просто «лидерство в парламенте». Понятие «политическое лидерство в парламенте» характеризует лишь часть волевой функции, присущей лидерству вообще. В этом отношении у понятия «парламентское лидерство» значительно больший объем властных функций, которые не являются предметом анализа понятия «политическое лидерство в парламенте».

Понятие «парламентское лидерство» раскрывает­ся через определение его сущности и содержания. Сущность парламентского лидерства выясняется в ответах на вопросы, каким должен быть и каков есть парламентский лидер, каковы его специфические чер­ты, как он организовывает свою деятельность, какие качества позволяют ему оставаться лидером в различ­ных ситуациях, каков в целом процесс институционализации субъекта в его лидерском статусе.

Постановка вопроса о сущности парламентского лидерства связана прежде всего с выявлением таких устойчивых особенностей данного явления, которые бы характеризовали его качественную устойчивость и определенность в различных формах его парламент­ского проявления.

В отличие от сущности парламентского лидерст­ва, составляющей «…внутреннее содержание предме­та, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия», понятие «содержа­ние парламентского лидерства» более широкое. Содер­жанием парламентского лидерства являются социаль­но-психологические механизмы влияния, лидерского поведения, симпатии, внутригруппового фаворитизма, физиогномической реакции, механизмы стереотипизации, внушения, убеждения, заражения, подражания и др. Это та основа, на которой базируется психология лидерства, то, посредством чего личность получает от людей (избирателей, коллег по парламенту) права на власть, управление.

Рассмотрение феномена парламентскою лидерства как социально-психологического механизма предполагает необходимость обращения к анализу и других социально-психологических категорий, таких, как ав­торитет, влияние и общение. Авторитет — «признание за индивидом права на принятие ответственного ре­шения в условиях совместной деятельности», «влия­ние индивида, основанное на занимаемом им положе­нии, статусе, должности». Соотношение категорий «лидерство» и «авторитет» состоит в том, что послед­ний есть интегративный признак лидерства, который можно условно отождествить с его статической мо­делью.

Влияние парламентского лидера отражает соци­ально-психологическую сторону лидерских отношений как результата воздействия лидера на массовое поли­тическое поведение. Оно характеризует процесс фор­мирования у масс таких установок, оценок, представ­лений, стремлений, которые обеспечивают поддержку политических действий лидера. Причем психологиче­ское воздействие возникает не только в случае целена­правленного влияния (когда есть вполне определен­ная цель — получение массовой поддержки действий лидера), но и в процессе ненаправленного влияния, когда эффект воздействия может проявиться в дейст­вии механизмов заражения и подражания.