logo
Ответы на политическую

Політична участь: позиція громадянина.

В конечном счете, политическое участие — это как бы «выход», реальное поведенческое следствие, отра­жение и выражение процессов политической социали­зации. Если в процессе политической социализации происходит в основном когнитивное и, отчасти, эмоцио­нальное взаимодействие индивида с политической сис­темой, то процессы политического участия (или не­участия) показывают эффективность политической социализации индивида. По сути, политическое участие показывает, удалось ли политической системе «овла­деть» индивидом или же у него остались некоторые ресурсы индивидуального сопротивления, связанные с осознанием личных интересов.

Под политическим участием понимается неотъем­лемое свойство политической или иной управляющей (или самоуправляемой) деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическим участие становится тогда, когда индивид или группа вовлекаются во властные политические отношения, в процесс принятия реше­ний и управления, носящих политический характер. Наиболее развитым типом такой политической общ­ности является государственно-организованное об­щество.

Свободное, добровольное участие граждан в поли­тике является одним из важнейших индикаторов каче­ственных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе, тео­ретически, такое участие — всеобщее, равноправное, инициативное и действенное, особенно в решении во­просов, затрагивающих существенные интересы гра­ждан и находящихся в их непосредственной компетен­ции. Оно выступает для них средством достижения своих целей и интересов, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, чувства граж­данственности. Такое участие обеспечивается соответ­ствующими государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, в совокупности составляющи­ми основы правового государства, демократического политического режима. Другим необходимым услови­ем демократического участия является относительно равномерное распределение среди различных членов общества таких ресурсов реального политического участия, как деньги, образование, знание механизмов лринятия решений и лиц, принимающих эти решения, свободное время, реальный доступ к средствам массо­вой информации и т. п.

В зависимости от характера политического режима, традиций, размеров территории и численности населения, развитости коммуникаций и ряда других фак­торов, возможно разное сочетание прямого (непосред­ственного) и опосредованного (представительного) по­литического участия граждан. Важнейшими агентами и, одновременно, посредниками участия в современной обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. Основная форма политического участия — выборы и, шире, избирательные кампании. Если целью демократического общества является максимизация политического участия граждан, то другие типы политических режимов имеют свои особенности.

В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Там торжествует «власть немногих», которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы делиться этой властью.

Тоталитарное же общество парадоксальным образом стремится к мобилизационному вовлечению населения в своеобразные формы квази-участия. Прежде всего, это массовые ритуальные действия поддержки правящего режима. Именно поэтому при реально минимальной или просто номинальной возможности политического участия, при тоталитаризме создается иллюзия всеобщей политизации общества. В этом случае, политическое участие играет преимущественную роль инструмента индоктринации и контроля над политическим сознанием и поведением населения со стороны тоталитарного режима.

В демократическом обществе политическое участие выполняет функции политической социализации и воспитания. Если в тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста, несогласия, и даже несанкционированного согласия с политикой властей, то демократическое общество допускает определенные формы протеста. Они служат инструментами политического обучения граждан.

В истории политической науки, еще Платон и Аристотель специально рассматривали участие и неучастие граждан в делах полиса для выявления причин смен форм государственного устройства. Их интересовала роль участия в становлении идеального государства. Затем интерес к данным вопросам возродился в Новое время. Однако вначале его рассматривали лишь как субсидиарное средство описания и создания идеальной политической стратегии для правителя (Н. Макиавелли), носителей суверенитета и различных образов правления (Ш. Боден), форм и принципов правления (Ш. Монтескье), природы общественного договора, форм правительства и «народного суверенитета». Толь­ко в XX веке политическое участие стало не просто индикатором развития демократических процессов, но еще и мерилом развитости уровня политической само­организации личности.

Это связано с проблемой мотивов политического участия. Само по себе внешне наблюдаемое полити­ческое участие еще не позволяет судить о степени собственной, внутренней активности граждан и их добровольности в этом участии. Реально понимать все это дает только знание внутренних психологических мотивов участия граждан в политике. Согласно данным многочисленных исследований мотивационной сферы рядовых участников политического процесса, выделя­ются следующие основные виды мотивов политическо­го участия. Разумеется, это далеко не полный список, В реальной жизни присутствует множество различных конкретных мотивов. Мы приводим ниже лишь основ­ные, наиболее распространенные:

Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности. Для определенного типа людей политика просто интересна как сфе­ра занятий, Соответственно, они и избирают ее в качестве сферы приложения сил.

Познавательные мотивы. Политическая систе­ма дает человеку устойчивую картину мира. Это удобная объяснительная схема, к тому лее дос­тупная далеко не всем. Соответственно, она и привлекает любознательные умы, особенно в детском и подростковом возрасте. Политиче­ские знания дают им преимущество над сверст­никами, хуже ориентированными в политике.

Мотив власти над людьми. Один из наиболее древних, глубинных, и потому, не требующих подробных комментариев.