logo search
УМКД ПСПД

Тема 8.

Особенности групповой деятельности оператора

План

  1. Понятие групповой деятельности специалиста

  2. Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности

  3. Особенности групповой деятельности операторов

  4. А. С. Макаренко об эффективности развития малой группы

  5. Роль малой группы на формирование и развитие личности профессионала

  6. Управление групповой деятельностью

В предыдущих темах речь шла о деятельности отдельного индивида, выполняющего функции оператора, об индивидуальной деятельности оператора. Были рассмотрены вопросы, относящиеся к тому, как отдельный человек (индивид) принимает, перерабатывает и хранит информацию, как он формирует решение и выполняет управляющее действие, изучены функциональные состояния оператора, рассмотрена структура индивидуальной деятельности оператора, эргономические требования к организации его труда и профилактики профессиональных заболеваний.

В этой теме речь пойдет о совместной деятельности группы операторов. Современная техника, как правило, обслуживается не отдельными операторами, а группами операторов. Процесс управления техникой – это не простая сумма параллельных деятельностей, выполняемых отдельными операторами независимо друг от друга. Его существенным моментом является взаимосвязь и взаимодействие операторов в процессе труда.

Групповая деятельность – совместная деятельность группы людей, происходящая в условиях их общения друг с другом (непосредственно или опосредственно).

Групповая деятельность не является простой суммой параллельных деятельностей, выполняемых людьми независимо друг от друга. Ее существенным моментом являются взаимосвязь и взаимодействие людей.

В изучении групповой деятельности инженерная психология объединяется с социальной, где поведение отдельного человека как личности су­щественно зависят от социальной среды. Однако из всего круга возникающих вопросов мы рассмотрим главным образом те, которые относятся к деятельности малой группы.

Малой группой называется совокупность (общность) людей, объединенных в пространстве и времени, совместно решающих ту или иную задачу (выполняющих определенную деятельность) и имеющих непосредственные (или опосредованные техникой) контакты.

Одним из факторов, влияющих на эффективность деятельности малой группы является ее величина, т. е. количество включенных в нее работников. Иногда думают, что чем больше группа, тем эффективнее и быстрее она выполнит порученное задание. Однако, это совсем не так. Для каждого конкретного задания можно определить ту численность группы, при которой достигается наиболее высокая эффективность. Эту численность принято называет оптимальной. Эффективность оказывается ниже в том случае, когда численность меньше, и в том, когда она больше оптимальной.

Однако, дело конечно не только в численности группы, важно то, как она организована, т. е. каким образом разделены функции людей, входящих в малую группу и как эти люди связаны друг с другом.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образова­нием. Отечественный психолог Борис Парыгин говорит об общности как о «духовной солидарности», как о взаимопонимании и чувства МЫ».

Мера психологической общности определяет сплоченность группы одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Совместная деятельность, ее характер и содержание определяют те отношения, которые возникают и развиваются между членами группы на функционально-ролевом, эмоционально-личностном и смысловом уровнях. Т. е. именно психологическим характеристикам совместной деятельности группа обязана своими свойствами и особенностями.

Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отно­шений – психологическим климатом группы. Общие правила поведе­ния, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Коллективистские отношения – это дифференцированная система различ­ных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высо­кой нравственной основе. Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, кол­лективизма, контактности, организованности, эффективности и ин­формированности.

Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и цен­ностях общечеловеческой морали.

Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека незави­симо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответ­ственность также проявляется в том слова интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяй­ски относятся к общественному добру.

Под открытостью коллектива понимается способность устанав­ливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их предста­вителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней по­мощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость явля­ется одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу чле­нов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также разви­тие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равно­душными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности при общем согласии. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов. Это знание называется информированностью. Достаточная информиро­ванность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения коллекти­вом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показате­лей эффективности высокоразвитого коллектива является стремление всей группы добиться более высоких результатов в работе. Такое устремление позволяет участникам группового процесса требовательно относиться к себе и другим, объективно оценивать свои успехи и неудачи, помогать друг другу и подчиняться общей дисциплине.

Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают группы в социальной психологии.

Групповая деятельность в группе операторов по сравнению с другими группами имеет свои особенности:

1) Операторы зачастую пространственно изолированы друг от друга;

2) В процессе решения групповой задачи большая роль принадлежит взаимоотношениям, опосредованным различного рода техническими устройствами, что в ряде случаев затрудняет или ослабляет возможность непосредственного общения и наблюдения за действиями других операторов;

3) В процессе решения групповой задачи возрастает роль вероятностного прогнозирования: помимо всего прочего оператор должен уметь прогнозировать (предвидеть) возможные действия своих партнеров, причем зачастую это нужно делать при условии отсутствия непосредственного контакта с ними;

4) Результат решения задачи зависит не только от уровня индивидуальной подготовки операторов, но и от их способности к совместному решению задач в рамках функционально единого, на зачастую пространственно разнесенного сенсомоторного поля.

Учитывая особенности групповой деятельности оператора, следует указать на основные процессы, протекающие внутри группы.

1. Групповая изоляция – вынужденное длительное пребывание в условиях ограниченного пространства, скудности сенсорных раздражителей и постоянного общения с одними и теми же людьми.

В условиях групповой изоляции начинает проявляться эмоциональная напряженность, могут возникать конфликты, нарушается процесс общения, что не позволяет адекватно воспринимать партнера по общению, оценивать события, сдерживать свои импульсивные действия и т. д.

2. Групповое давление – взаимодействие группы на мнение и поведение отдельно ее члена. Групповое давление является одной из форм социального контроля. Эффективность воздействия на человека определяется степенью его конформности.

3. Одним из важнейших элементов психологии группы является настроение группы, т. е. совместное переживание определенных жизненных ситуаций, фактов, мнений. При этом могут возникать сходные для всей группы и как бы «индуцируемые» от одного к другому эмоциональные состояния, которые могут охватывать как организованные, так и неорганизованные группы людей. Групповое коллективное настроение имеет много общего с настроением отдельного человека, но оно обладает и рядом особенностей:

Групповому настроению присуща заразительность, социально-психологический закон подражательности, подчас уводящей людей от правильности решения вопроса, поступков или справедливого реагирования. Групповые настроения очень подвижны и могут в короткий срок перестраиваться коренным образом.

4. Коллективное мышление – специфическое социально-психологическое явление, характерное для того или иного коллектива. При коллективном мышлении усиливается целеустремленность каждого члена коллектива, возникает возможность продумать вопросы разносторонне, развивается более смелая инициатива, возрастает критичность, происходит развитие самокритичности.

Непосредственно общими качествами, характерными для групп в целом являются:

- Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

- Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

- Референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов. Термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой.

- Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

- Интрагрупповая активность – мера активизации групповой составляющих ее личностей.

- Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются и такие, как:

Все эти качества характеризуют процесс развития группы по направлению движения к коллективу.

Группа в своем развитии проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы.

А. Г. Кирпичником была установлена такая зависимость: всякая группа на пути своего развития (если развитость оценивать по пси­хологическому климату) обязательно проходит через период времен­ного спада. В самом начале развития группы наблюдается, как пра­вило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, при­поднятым настроением, энтузиазмом, которые затем сменяются бо­лее или менее заметным спадом. Вслед за ним, если группе удается сохранить себя как общность и приобретенные ранее коллективист­ские качества, снова наблюдается подъем, который, однако, не достигает той высоты, на которой с точки зрения общей психологи­ческой настроенности коллектив находился в начале. Соответствую­щая динамика изменения психологического климата в группе по мере ее продвижения к коллективу изображена на рисунке 7.

Рис.7 Этапы развития малой группы

Временный психологический спад в группе объясняется сложными внутренними процессами перестройки групповой психологии, в част­ности межличностных отношений, по мере продвижения группы к коллективу. Вначале эти взаимоотношения строятся почти исклю­чительно на эмоционально непосредственной основе. Новизна ситуа­ции, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается на показателях психологического климата. Затем вновь созданная группа включается в совместную деятельность, и новый, более разносторонний опыт общения друг с другом, получаемый членами группы в процессе их совместной деятельности, обнаружи­вает, что у каждого есть не только достоинства, которые были более заметны вначале, но и недостатки. Обнаружение этого факта, а также возникающие на основе такого знания трудности взаимопонима­ния снижают удовлетворенность, получаемую общения друг с другом, и это сказывается на общем эмоциональном настрое группы. Он временно понижается, но способен вновь подняться, если в ходе совместной деятельности членам группы удастся преодолеть возник­шие трудности межличностного характера.

Путь движения разных малых групп в направлении коллектива индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая период кризиса. Этот кризис может наступить в разные периоды существования группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной степенью успешности и в различные сроки. Но главное состоит в том, что практически в каж­дой малой группе остаются свои внутренние проблемы, которые не позволяют ей подняться до уровня развития идеального коллектива.

Итак, основным законом жизни коллектива как социального организма является движениединамика его развития в целом и укрепление взаимоотношений между отдельными лицами, составляющими этот коллектив.

Коллектив в своем развитии может двигаться вперед лишь тогда, когда он имеет систему целей. Поэтому формирование коллектива следует начинать с постановки и определение перспектив, целей, которые объединяли бы всех его членов. Реализуя стоящую перед ними цель, коллектив переходит в новое качественное состояние, приобретает возможность решать более сложные задачи и осуществлять более сложную программу своего развития. Сформулированный А. С. Макаренко «закон перспективных линий», по сути дела, является утверждением того, что коллектив – система саморегулирующая. Согласно А. С. Макаренко, можно выделить четыре этапа развития коллектива:

Как видно из этой концепции развития коллектива, руководителю, лидеру, отводится большая организующая роль в коллективе. Наилучшей формой лидерства является такая, которая основана на кооперативных началах. Увидеть тенденции развития коллектива, характер взлетов и падений, их причины, определить, что является ведущим стимулом в тактике коллектива, помогают знания психологической структуры коллектива.

Важнейшими психологическими элементами в группе являются взаимоотношения отношения «по вертикали» (между лидером и подчиненным) и «по горизонтали» (отношение рядовых членов группы между собой), а также взаимоотношения между отдельной личностью и всей группой в целом.

Взаимоотношения «по горизонтали» в норме строятся на принципах коллективизма и товарищеской взаимопомощи, а взаимоотношения «по вертикали», кроме того, – и на принципе субординации.

Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только чело­век выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают суще­ствовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

Можно рассматривать и положительное и отрицательное влияние группы на человека. Однако положительного влияния больше и значимо для формирования личности.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позво­ляющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает индивида системой положительных эмо­циональных подкреплений, необходимых для его развития.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.

Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетель­ствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные за­держки, как в психологическом, так "и в поведенческом развитии детей.

Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятель­ности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое меж­личностное групповое общение.

На психологию индивида группа влияет через систему складываю­щихся в ней отношений, в частности – через отношения данного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важ­но добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благо­приятными.

Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и на­учиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития инди­вида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что меж­ду уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.

Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее – разными зеркалами каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необхо­димы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятель­ности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль. О ней много писали и говорили такие извест­ные педагоги, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологиче­ского искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуля­ций.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А. В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:

  1. Диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

  2. Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

  3. Корпорация – взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

  4. Коллектив – взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.

Важным вопросом в теории групповой деятельности является вопрос об управлении групповой деятельностью.

Общепсихологическим и социально-психологическим аспектом изучения отношений в коллективе является определение психологических механизмов, которым непосредственно подчиняется психическое состояние и поведение индивидов. Различают групповую активность и групповую атмосферу.

Под групповой активностью понимают совместную деятельность членов группы, направленную на решение стоящих перед ней задач.

Групповая атмосфера – совокупность отношений между членами группы, определяющая работоспособность группы. В задачу 3правления групповой деятельностью входят – повышение групповой активности и создание благоприятной групповой атмосферы.

Выделяют также понятие «организованность группы». Организованность группы определяется следующими основными факторами группового взаимодействия:

В группе выделяют лидера группы и ведомых. Лидер группы – член группы, обладающий максимальной авторитетностью. Как правило, он располагает наибольшей информацией, способствующей решению стоящих перед группой задач.

Ведомый – член группы, склонный принимать предложенное лидером решение.

Каковы же основные аспекты в изучении структуры коллектива или группы?

1. Один из основных вопросов – изучение структур в хорошо организованных или гомфотерных группах.

Гомфотерность группы есть следствие психологической совместимости входящих в нее членов. Эта совместимость характеризует упорядоченность взаимодействия людей, возникает она по мере развития процессов общения в неофициальной структуре группы.

Различают следующие этапы в развитии групповой структуры:

Первый этап – существование группы с разобщенной и неорганизованной структурой без подгрупп. Члены группы мало знают друг друга. Процесс взаимоотношений строится г. о. за счет взаимодействия по деловому принципу. Неофициальные связи слабы и неустойчивы. При условии достаточной заинтересованности группы в результатах и процессе своего труда в рамках групповой структуры идет интенсивный поиск в общении. Он направлен на выявление для каждого члена группы наиболее оптимальных и привычных для него форм и стилей взаимоотношений, взаимовлияния, восприятия и взаимопонимания. Характерный признак групповой динамики на этом этапе – процесс формирования групповой структуры.

Второй этап – возникновение группы с централизованной неофициальной структурой, но без групп. В результате уже достаточно развитых взаимоотношений определяются личные позиции и авторитет каждого члена группы. Дифференцируется взаимооценочная и само оценочная сеть группы. В структуре группы возникает ядро (1-3 человека), которое начинает пользоваться наибольшим авторитетом и неофициальным влиянием. Происходит централизация отношений и предпочтения относительно этого ядра со стороны других членов группы. Намечаются определенные тенденции движения одних членов к ядру структуры, других – на «периферию».

Объем взаимодействия членов группы и его интенсивность возрастают и систематизируются под регулирующим влиянием групповых норм и принципов дисциплины. Эффективность решения групповых задач во многом определяются тем, насколько положение руководителя группы совпадает с его неофициальным статусом.

Третий этап – возникновение группы с централизованной структурой и подгруппами. Развитие взаимоотношений приводит к личному сближению членов. Возникают группы или психологические коалиции из 2-3 или более членов. Каждая такая коалиция отличается высокой однородностью поведенческих образцов и положительно окрашенными эмоциональными отношениями. В своем поведении группировки ориентируются на ядро структуры группы. Выявляются неофициальные лидеры, в числе которых может оказаться и фигура официального руководителя. Психологическая мобильность группы зависит от частоты и моральной содержательности взаимоотношений руководителя с неофициальными лидерами группы. Этот факт был подтвержден специальным исследованием, проведенным в производственных коллективах. Группа вообще не может эффективно решать производственные и другие вопросы, если лидеры подгрупп не взаимодействуют между собой и с руководством.

Характер социально-психологической совместимости во многом зависит от типологии поведения людей. Было выявлено четыре достаточно отчетливых типа так называемого коммуникативного поведения людей.

Первый тип можно назвать «обособляющимся». Этот тип поведения с выраженной ориентировкой человека на самого себя, на свои силы.

Второй тип – «ведомый», с ориентировкой на ведомость, т. е. к добровольному подчинению

Третий тип – «лидирующий», с установкой на руководство в группе.

Четвертый тип «сотрудничающий», с ориентировкой на совместное решение задачи.

Такая типология не является однозначной. У каждого человека в зависимости от деятельности могут проявляться и разные модели поведения.

Модель типологии лидерства может быть построена на трех различных основаниях, связанных с определением содержания, стиля, характера деятельности лидера.

По содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.

По стилю руководства: директивный, коллегиальный, сочетающий в себе элементы того и другого.

По характеру деятельности: универсальный, постоянно проявляющий свои качества лидера; ситуативный, проявляющий лидерские качества только в конкретной ситуации.

В психологии выделяют шесть типов лидерства:

  1. Диагноцист – способен к быстрой оценке сильных и слабых сторон ситуации. Терпим к ошибкам других.

  2. Фанатик – самозабвенно увлечен своей научной работой.

  3. Пионер (инициатор) – быстро реагирует на перспективные проблемы, стимулирует деятельность других.

  4. Эрудит – знающий, наделен исключительной памятью, отличается повышенным вниманием к деталям и стремлением к упорядоченности.

  5. Техник (ремесленник) – умеет трудиться, честен и внимателен к коллегам.

  6. Независимый – полагается только на себя, к коллективу относится с недоверием.

Следующие виды неформальных лидеров:

  1. «Крестный отец» – пользуется заслуженным авторитетом, знает как и чем помочь, вселяет уверенность.

  2. «Свой человек» – пользуется повышенным доверием окружающих и считается лучшим из всех.

  3. «Сухарь» – педантичен, требователен, руководствуется законом, а человеческими отношениями, люди его не любят.

  4. «Бюрократ» – авторитарен, застойный, не развивается.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

Следовательно, для того, чтобы выработать коллективистские качества, настроить себя на сотрудничество и взаимопонимание в работе с людьми, необходимо в процессе обучения в вузе создавать для себя следующие условия:

  1. Превращение труда (учебы) в творческий процесс;

  2. Повышение уровня трудовой активности;

  3. Овладение профессиональным мастерством и качеством труда;

  4. Четкое определение функций и обязанностей при выполнении трудового поручения;

  5. Создание условий для повышения квалификации и профессионального Роста;

  6. Установление персональной ответственности каждого участника группового процесса за порученное дело и за общение;

  7. Объективная оценка своих деловых качеств.