1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
Сегодня очень важно говорить о человеко-машинной системе (СЧМ). Многие крупные аварии и катастрофы связаны с деятельностью оператора, несмотря на вполне удовлетворительное состояние как машинного, так и человеческого звена системы. Для того чтобы человеко-машинная система успешно функционировала, должно быть обеспечено взаимопонимание «машинного» и «человеческого» звена системы, качественное взаимодействие между ними. Вопросы взаимоотношения человека и техники решаются инженерной психологии.
Инженерная психология – есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике, создания и эксплуатации системы «человек-машина» (Б. Ломов).
Формированию инженерной психологии как науки положено начало в 40-х годах прошлого века трудами психологов США и Англии. При эксплуатации военной техники в годы второй мировой войны резко обозначился эффект новизны, для которого было характерно:
- широкое применение сложных электронных устройств и автоматов для управления движением различных объектов;
- распространение теории автоматического регулирования и стремление перенести ее на описание психических процессов и использовать для моделирования деятельности человека.
Среди западных специалистов, внесших наиболее значительный вклад в становление и развитие этой науки, следует отметить таких психологов А. Чапаниса, К. Моргана, Д. Мейстера, В. Вудсона и др.
В нашей стране интенсивное развитие инженерной психологии началось в 50-е годы, когда при ЛГУ (Ленинградский государственный университет) была создана первая в стране научно-исследовательская лаборатория инженерной психологии. А в 1963 г. Б. Ф. Ломовым была издана первая в стране монография по инженерной психологии «Человек и техника», в которой были систематизированы и обобщены достигнутые к тому времени результаты исследований. Появление отечественных школ инженерной психологии относится к началу 60-х годов; наиболее заметную роль в их становлении и развитии сыграли труды Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына, В. П. Зинченко, М. А. Котика, А. М. Емельянова, В. Ф. Венды, В. М. Мунипова.
Сегодня инженерная психология – интенсивно развивающаяся научная дисциплина. Если на первоначальном этапе ее развитие было обусловлено потребностями военной техники, авиации, энергетических систем, то в последующем высокий спрос на методы и результаты инженерно-психологических исследований предъявили космонавтика, морской, автомобильный, железнодорожный транспорт, автоматизированные системы управления технологическими процессами самого разнообразного вида. В последние годы резко возрос спрос на инженерно-психологические разработки в сфере использования компьютерной техники.
«Человек-машина» – это сложная система и характеризуется двумя главными отличительными признаками. Во-первых, в такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не путем непосредственного контакта с орудием и предметом труда, а через дистанционные передачи. Во-вторых, человек воспринимает информацию об объекте управления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и осуществляет воздействие на управляемый объект посредством органов управления.
Кроме того, в руководствах по инженерной психологии операторский труд характеризуется следующими особенностями:
1) технологический процесс, которым управляет оператор, идет с большой скоростью;
2) на некоторых этапах оператор должен перерабатывать за короткие периоды времени большие объемы информации;
3) в некоторые периоды труд оператора бывает очень напряженным;
4) технологический процесс является достаточно сложным, но ответственность за ошибки велика, велика и цена ошибки;
5) необходимость сохранения устойчивой работоспособности при ухудшении условий работы;
6) неравномерность рабочего ритма, переходы от пассивного ожидания к интенсивным действиям;
7) неопределенность моментов перехода; необходимость поддержания высокого уровня бдительности и готовности.
Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии [5, с.13].
-
Методологические задачи: определение предмета и задач исследования; разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке.
-
Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.
-
Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.
-
Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.
-
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерной психологии со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой и др.
Основными методологическими принципами инженерной психологии являются [6]:
- принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);
- принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);
- принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);
- принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);
-принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).
Проблемы взаимодействия человека, машины и среды в процессе трудовой деятельности изучаются эргономикой – интегральной наукой о трудовой деятельности, рассматривающей ее антропометрические, психофизиологические, информационные, педагогические аспекты. Инженерная психология может рассматриваться как составная часть эргономики, решающая ее задачи применительно к сложным системам «человек – машина», обеспечивающая учет психологических факторов при проектировании и эксплуатации этих систем.
Таким образом, труд – это важная составляющая жизнедеятельности человека и для того, чтобы он приносил радость и творчество необходимо сделать правильным выбор профессии, иметь ясное представление о себе и своих способностях.
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список