logo
УМКД ПСПД

1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы

Сегодня очень важно говорить о человеко-машинной системе (СЧМ). Многие крупные аварии и катастрофы связаны с деятельностью оператора, несмотря на вполне удовлетворительное состояние как машинного, так и человеческого звена системы. Для того чтобы человеко-машинная система успешно функционировала, должно быть обеспечено взаимопонимание «машинного» и «человеческого» звена системы, качественное взаимодействие между ними. Вопросы взаимоотношения человека и техники решаются инженерной психологии.

Инженерная психология – есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике, создания и эксплуатации системы «человек-машина» (Б. Ломов).

Формированию инженерной психологии как науки положено начало в 40-х годах прошлого века трудами психологов США и Англии. При эксплуатации военной техники в годы второй мировой войны резко обозначился эффект новизны, для которого было характерно:

- широкое применение сложных электронных устройств и автоматов для управления движением различных объектов;

- распространение теории автоматического регулирования и стремление перенести ее на описание психических процессов и использовать для моделирования деятельности человека.

Среди западных специалистов, внесших наиболее значительный вклад в становление и развитие этой науки, следует отметить таких психологов А. Чапаниса, К. Моргана, Д. Мейстера, В. Вудсона и др.

В нашей стране интенсивное развитие инженерной психологии началось в 50-е годы, когда при ЛГУ (Ленинградский государственный университет) была создана первая в стране научно-исследовательская лаборатория инженерной психологии. А в 1963 г. Б. Ф. Ломовым была издана первая в стране монография по инженерной психологии «Человек и техника», в которой были систематизированы и обобщены достигнутые к тому времени результаты исследований. Появление отечественных школ инженерной психологии относится к началу 60-х годов; наиболее заметную роль в их становлении и развитии сыграли труды Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына, В. П. Зинченко, М. А. Котика, А. М. Емельянова, В. Ф. Венды, В. М. Мунипова.

Сегодня инженерная психология – интенсивно развивающаяся научная дисциплина. Если на первоначальном этапе ее развитие было обусловлено потребностями военной техники, авиации, энергетических систем, то в последующем высокий спрос на методы и результаты инженерно-психологических исследований предъявили космонавтика, морской, автомобильный, железнодорожный транспорт, автоматизированные системы управления технологическими процессами самого разнообразного вида. В последние годы резко возрос спрос на инженерно-психологические разработки в сфере использования компьютерной техники.

«Человек-машина» – это сложная система и характеризуется двумя главными отличительными признаками. Во-первых, в такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не путем непосредственного контакта с орудием и предметом труда, а через дистанционные передачи. Во-вторых, человек воспринимает информацию об объекте управления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и осуществляет воздействие на управляемый объект посредством органов управления.

Кроме того, в руководствах по инженерной психологии операторский труд характеризуется следующими особенностями:

1) технологический процесс, которым управляет оператор, идет с большой скоростью;

2) на некоторых этапах оператор должен перерабатывать за короткие периоды времени большие объемы информации;

3) в некоторые периоды труд оператора бывает очень напряженным;

4) технологический процесс является достаточно сложным, но ответственность за ошибки велика, велика и цена ошибки;

5) необходимость сохранения устойчивой работоспособности при ухудшении условий работы;

6) неравномерность рабочего ритма, переходы от пассивного ожидания к интенсивным действиям;

7) неопределенность моментов перехода; необходимость поддержания высокого уровня бдительности и готовности.

Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии [5, с.13].

  1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования; разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке.

  2. Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

  3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.

  4. Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

  5. Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерной психологии со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой и др.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются [6]:

- принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

- принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

- принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);

- принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

-принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).

Проблемы взаимодействия человека, машины и среды в процессе трудовой деятельности изучаются эргономикой – интегральной наукой о трудовой деятельности, рассматривающей ее антропометрические, психофизиологические, информационные, педагогические аспекты. Инженерная психология может рассматриваться как составная часть эргономики, решающая ее задачи применительно к сложным системам «человек – машина», обеспечивающая учет психологических факторов при проектировании и эксплуатации этих систем.

Таким образом, труд – это важная составляющая жизнедеятельности человека и для того, чтобы он приносил радость и творчество необходимо сделать правильным выбор профессии, иметь ясное представление о себе и своих способностях.