logo
УМКД ПСПД

2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:

Специалист по обслуживанию и установки компьютерных систем

Системный администратор

Менеджер по продажам оргтехники

Разработчик программ

Программист

Специалист по работе с базами данных

Преподавательская деятельность

Разработчик сайтов

Специалист по созданию рекламы

Важную роль в деятельностном подходе при разработке систем "человек-компьютер" играет выделение основных принципов теории действия, а именно:

1. Поведение работника – это комплекс отдельных действий. Это упорядоченная система сенсорных, когнитивных и двигательных процессов, направленных на достижение определенной цели. Сама программа действий имеет определенную иерархию. Действия – это самые маленькие "единицы" деятельности, направленные на независимые и осознанные цели.

2. Действия, ведущие к одной и той же цели, могут иметь разный состав и структуру. Важны индивидуальные различия в действиях. Важны и динамические отличия в структуре поведения одного и того же человека.

3. Структура действий является окончательным продуктом процессов регуляции. Выделяются: подготовительные шаги программы действий и шаги по реализации программы. Нередко шаги, связанные с реализацией, одновременно являются и шагами по подготовке новых действий (например, если задача сложная, то в ходе ее реализации обнаруживаются новые проблемы и т.п.).

4. Регулятивные процессы, рассматриваемые с психофизиологической точки зрения, протекают на разных уровнях: сенсомоторная регуляция (основана на навыках) – в основном это бессознательная регуляция; перцептивно-концептуальная регуляция (основана на определенных правилах) – многое зависит от готовности оператора воспринимать определенные сигналы (информацию); интеллектуальная регуляция (основана на знаниях) – происходит осознанно, целенаправленно, с использованием обратной связи.

5. Во время выполнения одного и того же процесса все три уровня регуляции (см. выше) могут чередоваться. Обычно управление идет на сенсомоторном уровне, но если квалификации недостаточно, то происходит переход на более высокий уровень. В экстремальных ситуациях – управление на интеллектуальном уровне (хотя иногда важны и отработанные, тренированные для этих случаев автоматизированные навыки).

6. Наблюдается общая тенденция к повышению эффективности деятельности (человек самообучается в процессе своего труда, а также – за счет оптимизации самого труда: сокращение лишних операций и т.п.).

7. Регуляция действий зависит от функционального состояния человека, т.е. важна оптимальная нагрузка на работника. При чрезмерной нагрузке – перенапряжение. При недостаточной нагрузке – атрофия интеллектуальных способностей, даже если работник компенсирует монотонный труд воображением и игрой, производительность падает.

8. Для выполнения действий у человека есть несколько психофизиологических механизмов, каждый из которых имеет свои возможности и ограничения (по вниманию, мышлению, памяти).

9. Каждый человек располагает широким спектром поведенческих реакций и знаний. Все это ведет к значительным индивидуальным различиям, т.е. к индивидуальному стилю выполнения одинаковых заданий.

10. Включенность и выполнение определенных видов деятельности имеет ряд последствий для работающей личности. В плане вознаграждения (оправданные или неоправданные надежды, а может, и реализованные/нереализованные смыслы). В плане повышения своего опыта и квалификации. Но есть и явно негативные последствия (стресс, дефицит времени…, и самое страшное – профессиональные деструкции).

Р. А. Ру выделяет основные показатели, которые важно учитывать при проектировании "действенных систем" [6, с. 366]:

- Ориентация на задачу (полная информация о целях).

- Обратная связь (своевременность информации о процессе).

- Изменение в программе действия и уровне регуляции (возможность своевременного прерывания и корректировки процесса в случае непредвиденных обстоятельств).

- Обеспечение деятельности по контролю (информация об уже выполненном действии, но такая информация не должна прерывать основной процесс).

- Повышение эффективности работы (своевременная поддержка, например, если работник готов выполнять две задачи одновременно).

- Стремление поддерживать оптимальную нагрузку работы (возможность регулировать уровень нагрузки самим работником).

- Стремление уравновешивать возможные различия между пользователями в области знаний, квалификации, способностей и стилей работы (но не как стремление к стандарту и единообразию, а как создание системокомплексов, обеспечивающих выполнение работы и взаимодействие между работниками).

Р. А. Ру выделяет также основные требования к активным пользователям компьютерных систем [6, с. 367]:

В психологии труда можно выделить следующие основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами:

1. Гигиенические, медицинские проблемы, связанные с вредным воздействием компьютера на организм и нервную систему человека. С одной стороны, постоянно раздаются грозные предупреждения о недопустимости длительной работы с компьютером и т. п. С другой стороны, разработчики компьютерных систем постоянно совершенствуют средства защиты организма пользователей.

2. Высокая цена сбоев и ошибок при эксплуатации ЭВМ. Эта проблема усугубляется распространением "хакерских" шуток, когда ради баловства и самоутверждения разрабатываются все новые и новые "компьютерные вирусы", способные выводить из строя компьютерные системы целых организаций (включая оборонные системы). Эта проблема уже выводит нас в область этики.

3. Быстрая смена поколений ЭВМ, вызывающая необходимость постоянного поиска более совершенных компьютеров и программ.

4. Сложности ремонта и обслуживания компьютерной техники. В условиях рынка большинство фирм, торгующих компьютерами, часто не способны обеспечить качественный и недорогой ремонт продаваемой техники, поэтому лучше купить новый компьютер, чем ремонтировать старый.

5. Тотальное проникновение ЭВМ в частную жизнь человека. Любой уважающий себя "пользователь" рано или поздно подключается к глобальным компьютерным сетям. И тогда все, что делается на компьютере, может стать известно заинтересованным людям. Заметим, что само понятие "сеть" нередко ассоциируется с понятием "паутина". Что позволяет более спокойно и даже оптимистично смотреть на данную проблему, так это то, что большинство "пользователей" просто никому не нужны (на каждого "пользователя" не напасешься сотрудников органов безопасности). Но как только человек начинает занимать видное место в обществе, на него легко можно собрать довольно "солидное" досье.

6. Компьютеризация человеческого мышления, ограниченность компьютера ведет и к ограниченности человека-пользователя (формирование "технократического мышления" и "искусственной интеллигенции" (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов).

Рассматривая последнюю проблему, связанную с компьютеризацией человеческого мышления, В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов отмечают: "Наука сблизилась с техникой и отдалилась от человека. Это относится даже к естествознанию, даже к психологии, в которой возобладали технократические ориентации. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как винтик, как звено, как агента, как компонент технической или социотехнической системы, а не как субъекта деятельности" [1, с. 214].

При этом само "технократическое мышление" определяется как "мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление – это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства" [1, с. 211].

Рассуждая о перспективных задачах развития информационных технологий, в настоящее время делается акцент на широкое раскрытие потенциала новых информационных технологий в выборе направлений развития организации; разработка критериев действия систем, где в центре – человек и его потребности: разработка технологий, позволяющих преодолевать "консерватизм" в организации труда [6, с. 336]. При этом обозначились и новые сложности при разработке и внедрении информационных технологий (ИТ): короткий жизненный цикл ИТ – систем и ограничения, свойственные современным видеотерминалам (даже несмотря на "гибкость" ИТ); поскольку власть и контроль внутри каждой организации распределены неравномерно, то у разных групп – разные возможности использовать новые ИТ в своих корыстных целях (например, многие пользователи хуже ориентируются в области компьютерных технологий, чем проектировщики, а цели у них разные, таким образом возможен обман – типа "недоделанная система"…); необходимо смещение акцентов от чисто психологических и антропологических подходов к социокультурным, т. е. расширение контекста внедрения и использования новых технологий.

Если, в 90-е гг. основные задачи при разработке и эксплуатации компьютерных систем сводились к следующим:

– научиться прогнозировать возможные последствия внедрения ИТ (прогнозы 70-80-х гг. в целом не оправдались);

– расширить рамки контекста, в котором работают психологи (необходим комплексный подход и обогащение идеями из других наук);

– разработать практическую теорию в области ИТ (разработка простых и понятных теоретических положений, позволяющих осваивать ИТ непрофессионалам);

– разработать стратегии профессионального вмешательства (согласовать методы управления системами ИТ и общие стандарты менеджмента).

То сегодня акценты делаются на деятельностный подход к разработке систем "человек- компьютер". В частности, Р. А. Ру отмечает, что "и человек, и компьютер могут рассматриваться как некоторые преобразователи "действий", связанных с восприятием, сознанием и движением. Следовательно, при проектировании систем "человек-компьютер" необходимо выделить форму взаимодействия между двумя работающими подсистемами" [6, с. 354].

При этом сравниваются деятельностный и другие (традиционные) подходы в проектировании систем "человек-компьютер":

1) Инженерный подход. Суть подхода сводится к детальному анализу поведения работника и объединение его элементарных действий в "однородную группу структурированных по определенному признаку задач". Но, к сожалению, все это трудно применить к умственным действиям.

2) Социотехнический подход. Суть данного подхода – в максимальном разделении труда в организации и определение функций и структурных особенностей его основных составляющих. Но это сложно при разработке простых, конкретных заданий, т.е. сложно в плане постановки таких заданий.

3) Поведенческий подход. Суть подхода – в персонализированной всесторонней оценке труда, что может использоваться и при получении исходных данных для пересмотра задач, т.е. для разработки новых заданий. Ограниченность подхода связана с отсутствием перечня необходимых признаков задач, и с тем, что акцент делается больше на мотивационную составляющую, чем на исполнительскую.

4) Системный эргономический подход. Здесь предлагаются ясные идеи по структуре проектирования и даются специфические нормы и рекомендации, связанные с физическими параметрами интерфейса (т.е. системы) "человек-компьютер". Но данный подход не касается когнитивных аспектов мыслительной деятельности.

5) Как считает Р. А. Ру, более перспективен подход – "разработка действующих систем". Принципиальное отличие системы "человек-машина" (СЧМ) и системы "человек-компьютер" (ЧКС) в том, что возможности компьютера позволяют решать такие "когнитивные задачи", как интерпретация, анализ, решение подпроблем и др. Главное при этом – оптимальное распределение функций между человеком-оператором и компьютером (с учетом их возможностей). Цель разработки – "получение целостной оптимально действующей системы, даже если это предполагает не самое удачное выполнение компьютером отдельных подзадач", – отмечает Р. А. Ру [6, с. 356].

Главными критериями в оценке труда оператора являются – эффективность, результативность, скорость, качество и надежность, но при этом безопасность и высокая квалификация работника (достаточный уровень творчества).

В подготовке к основным видам труда оператор должен овладеть определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Знания это отражение действительности в сознании человека. Знание человек получает в процессе учебно-познавательной, образовательной деятельности. Но знания не существуют ради знания. Они теснейшим образом связаны с нашими практическими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то, прежде всего, стремимся получить знание о том, как с ним действовать, начинаем выстраивать пути решения, искать формы взаимодействия. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но это еще не значит владеть навыками выполнения этого дела. Умения основаны на знаниях и навыках.

Умения – это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в практической деятельности. Для того чтобы приобрести профессиональные умения необходимо тренироваться. Рабочие умения образуются только в соответствующей практической работе.

Навыки – это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и профессиональной деятельности человека. Они способствуют творческой направленности труда, когда необходимо думать не о способах осуществлении заданной цели, а о творческом подходе к реализации заявленных идей.

Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии. Однако при подготовке человека к труду важными вопросами являются вопросы адаптации и дезадаптации.

Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом и социальном).

Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1969 г.) рассматривал адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка. В адаптации им были выделены две составляющие – аккомодация и ассимиляция. Аккомодация определялась как перестройка механизмов умственной активности с целью усвоения новой информации, а ассимиляция – как присвоение внешнего события и преобразование его в мысленное. Иными словами, адаптация предполагает, что: 1) происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства 2) изменяется психическая организация человека – когнитивные (сенсорные, перцептивные, мнемические и др.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и др.) процессы.

Особое значение на производстве принадлежит социальной адаптации, так как именно сфера социальной активности занимает ведущее место среди других форм адаптации.

Социальная адаптация – процесс эффективного взаимодействия человека с социальной средой. Социальная адаптация соотносится с социализацией – процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. Чтобы чувствовать себя благополучно во взаимодействии с окружающим человек прибегает к механизмам психологической защиты:

Все эти механизмы помогут в ситуации социальной адаптации, но только умелое их использование поможет чувствовать себя уверенно. Кроме того, для того, чтобы социальная адаптация прошла успешно, необходимо:

 Включить социальное воображение – способность понимать свой опыт и определять свою судьбу.

Включить социальный интеллект – способность улавливать сложные отношения и зависимости в социальной среде.

Иметь реалистичную направленность сознания.

Ориентировка на должное.

Для каждого человека существуют свои сроки адаптации в зависимости от возраста, опыта практической деятельности, типа темперамента, характера, уровня развития профессиональных знаний, умений и навыков. Очень часто нарушение процесса адаптации приводит к дезадаптации поведения.

Дезадаптация – процесс, который приводит к нарушению взаимодействия человека со средой. Различают «девиантное и делинквентное поведение».

Девиантное поведение – отклонение от нормы, связанное с внеинституциональным поведением (грубость, агрессивность, драки и пр.).

Делинквентное поведение – противонормное, сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норма, принятых данным социальным институтом (проступок, преступление и пр.).

Причины дезадаптации (девиантное поведение): пережитый стресс, травматические ситуации, нарушение отношений в группе, физическое нездоровье личности и т. д.

Причины дезадаптации (делинквентное поведение ): воспитание, отрицательное влияние родителей (алкоголизм, психические заболевания, деспотизм и пр.) или отсутствие их совсем (сироты, воспитание бабушек и пр.), дисфункции или органические поражения ЦНС и пр. Для того, чтобы успешно пройти процессы адаптации к труду необходимо себя к этому постепенно готовить.

    1. Формирование личности профессионала

      Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. Существуют две основных парадигмы этого взаимодействия.

      Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из традиционного, идущего от древнегреческой идеалистической философии тезиса об изначальной «профессиональности» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций. В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способ­ностями личности. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие выше­названных компонентов, человек менял свою профессию.

Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для боль­шинства зарубежных исследователей и является общепринятой в отечественной пси­хологии (Шадриков В. Д., 1982; Кудрявцев Т. В., 1986; Абульханова-Славская К. А, 1991; Климов Е. А., 1996 и др.). Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении личности в ходе ее профессиональ­ного развития. Процесс формирования личности профессионала получил в отече­ственной психологии название профессионализации. Этот процесс начинается с мо­мента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:

  1. поиск и выбор профессии;

  2. освоение профессии;

  3. социальная и профессиональная адаптация;

  4. выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед со­бой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия (Кудрявцев Т. В., 1986).

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на после­дующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выпол­нения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, при­обретая специфическую форму и содержание.

Таким образом, профессиональное развитие – довольно сложный процесс, имею­щий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отри­цательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению раз­ного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успе­хи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о прогрессивной и регрессивной стади­ях профессионального развития.

1. Прогрессивная стадия профессионального развития личности связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков; формирование профессиональных качеств личности; профессиональных способностей – это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и пр.).

2. Регрессивная стадия профессионального развития

Профессиональная деформация (от лат. – искажение) – затрагивает мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств.

Например, профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим (трудоголизм). Срабатывают профессиональные стереотипы и установки. Наблюдается чрезмерное развитие одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние не «непрофессиональную» сферу жизни субъекта. Так, например, феномен психического выгорания – можно отнести к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее, и оказывая, негативное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно слож­ную динамику про­явлений в трудовой деятельности, может затрагивать различные стороны психи­ки: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт лич­ности (Орел В. Е., 1996).

Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негатив­ные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном пове­дении и общении.

Установлено также, что сначала возникают временные негатив­ные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные пси­хические качества, изменяющие личностный профиль самого работника (Маркова А. К., 1996).