7.2. Структура и цели эргономики
Эргономика связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов. Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне.
Эргономика использует данные гигиены труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда. Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.
Независимо от степени автоматизации производства человек остается главным звеном системы «человек – машина». Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых тенденциями развития производства:
1. Увеличением числа объектов, которыми необходимо управлять; с развитием дистанционного управления человек все более удаляется от управляемых объектов. При этом он получает необходимую информацию в закодированном виде, что обусловливает необходимость декодирования и мыслительного сопоставления полученной информации с состоянием реального объекта; увеличением сложности и скорости течения производственных процессов, а, следовательно, повышением требований к точности действий оператора, быстроте принятия решений и выполнения управляющих действий. Поэтому работа оператора характеризуется увеличением нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, именно она становится критерием тяжести операторского труда.
2. Для деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности. Кроме того, он должен работать в условиях изоляции, в окружении приборов и индикаторов. Может возникнуть ситуация «конфликта» человека с приборами.
3. От оператора требуется высокая готовность к экстренным действиям. Т.е. резкий переход от монотонного наблюдения и контроля к переработке большого количества информации, принятию и осуществлению принятого решения. Это может привести к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.
При изучении связей оператора с машиной необходимо иметь в виду, что они осуществляются в первую очередь через информационное взаимодействие. При этом в самом информационном взаимодействии учитываются:
-
особенности функции входа, от которых зависит обеспечение ввода информации в органы чувств человека;
-
особенности функции управления, осуществляемые центральной нервной системой и зависящие от ее состояния;
-
особенности функции выхода, которые в большинстве случаев реализуются посредством сенсомоторных органов и мышечной системы человека, а также зависят от их функционального состояния.
Компьютеризацию сегодня принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через интернет весь мир. Компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных – экологическая. Много слов в печати и в других СМИ сказано о вредном влиянии компьютера на здоровье пользователей. У экологической проблемы компьютеризации две составляющие. Первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером. Вторая – техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие – «человеческая» и «техническая» – тесно переплетены и взаимозависимы. Исследования подобных проблем – предмет эргономики, науки о взаимодействии человека, основной целью которой является создание совершенной и безопасной техники, максимально ориентированной на человека, организация рабочего места, профилактика труда.
Чтобы работа была комфортной и безопасной необходимо позаботиться об аппаратном оборудовании компьютера. Как правило, наибольший вред здоровью пользователя компьютера наносят устройства ввода-вывода: монитор, клавиатура, мышь.
В наше время, когда проблемы безопасности работы за компьютером стоят как нельзя остро, появляется множество различных стандартов на экологическую безопасность оборудования персонального компьютера. Современный монитор должен соответствовать, по крайней мере, трем общепринятым стандартам безопасности и эргономике. При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное положение его элементов (органов управления, средств отображения информации, кресел, вспомогательного оборудования и т. п.) должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.
Организация рабочего места должна обеспечивать устойчивое положение и свободу движений работающего, безопасность выполнения трудовых операций, исключать или допускать в редких случаях кратковременную работу в неудобных позах (характеризующуюся, например, необходимостью сильно наклоняться вперед или в стороны, приседать, работать с вытянутыми или высокоподнятыми руками и т. п.), вызывающих повышенную утомленность.
Итак, эргономика – соответствие труда физиологическим и психологическим возможностям человека, обеспечение наиболее эффективной работы, не создающей угрозы здоровью человека и выполняемой при минимальной затрате биологических ресурсов.
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список