4. Мышление
Центральное значение в деятельности оператора занимает решение тех или иных задач, возникающих в ходе процесса управления. Оператор, участвующий в сложных системах управления, имеет дело с проблемными ситуациями, он должен их осмыслить, выявить задачу и найти пути ее решения. При этом нередко оператор ограничен временем, опоздание становится равносильным ошибке и может привести к еще большему усложнению проблемной ситуации, а иногда и к частичному или полному нарушению работы всей системы.
Мышление – это высшая форма отражения человеком окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс.
Мышление нужно отличать от других психических процессов. Это отличие заключается в том, что:
-
мышление всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится;
-
мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи;
-
в процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Кроме того, мышление есть опосредованное познание. Опосредованное познание основано на наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями; и осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно скрыты, их нельзя воспринять непосредственно. Для того, чтобы выявить их человек прибегает к мыслительным операциям: сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстракция и конкретизация.
Итак, познавательная деятельность (мышление) человека носит аналитико-синтетический характер, которая связана с аналитико-синтетической деятельностью коры больших полушарий головного мозга в целом, а не каких-либо отдельных ее участков. В основе процесса мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи (И. П. Павлов).
Различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление; теоретическое и практическое мышление; логическое и интуитивное мышление; продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление; произвольное и непроизвольное мышление.
В инженерной психологии особое значение имеет оперативное мышление. Под оперативным мышлением понимается такой процесс решения практических задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий (плана операций), обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации и систему ее мысленных и практических преобразований.
Проблема оперативного мышления была впервые полно раскрыта Б. Тепловым на примере деятельности полководца. Он показал, что для развитого практического интеллекта характерно умение «быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», т.е., что обычно называется интуицией, в которой своеобразно соединены образное (наглядное) и словесно-логическое мышление. Выводы, к которым пришел Б. Теплов, представляют большой интерес для инженерной психологии, поскольку деятельность оператора во многих случаях аналогична деятельности полководца (сложность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за каждое решение и пр.).
Основными компонентами оперативного мышления являются структурирование (которое проявляется в образовании более крупных единиц на основе связывания элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в исходной проблемной ситуации) и формирование алгоритма решения (выработка принципов и правил решения задач).
Особо следует остановиться на психологии принятия решения. В инженерной психологии принятия решения рассматривается как основной процесс в деятельности оператора, а оптимизация процесса принятия решения по заданным критериям – как главная задача.
Принятие решения – волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению поставленной цели. Структуру принятия решения образуют цель, результат, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора.
К основным объективным и субъективным условиям, определяющим реализацию процессов решения в деятельности оператора можно отнести:
-
наличие дефицита информации и времени, стимулирующего «борьбу» гипотез;
-
наличие некоторой «неопределенной ситуации», определяющей борьбу мотивов у субъекта, принимающего решение;
-
осуществление волевого акта, обеспечивающего преодоление неопределенности, выбор гипотез, принятие на себя той или иной ответственности.
В зависимости от состояния исходной информации решения могут быть детерминированными и вероятностными.
Детерминированные решения принимаются в условиях определённости, когда оператор располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора.
Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости.
Процесс принятия решений включает ряд стадий, определяющих содержание основных компонентов процесса.
Информационная подготовка решения на первой стадии представляет собой совокупность действий и операций по приему и обработке информации о внешней среде, состоянии системы управления, ходе управляемого процесса. Вторая стадия включает действия по анализу и оценке ситуации с помощью некоторой системы оценочных критериев и эталонов, которые определяют характер и направленность необходимых преобразований ситуации. Основная задача на этом этапе заключается в адекватном преобразовании концептуальной модели в модель проблемной ситуации, подлежащей решению. Третья стадия протекает в виде целенаправленных действий над исходными и преобразованными данными. В результате такого оперирования формируется более полное представление о предметном содержании ситуации, возможных направлениях ее развития. Четвертая стадия – это процедура выработки и принятия решения. На пятой стадии осуществляется реализация принятого решения путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений.
Процесс приятия решения весьма индивидуален. На основе выявления индивидуальных типологических различий предложена классификация типов решений. При этом учитывалось соотношение процессов построения (А) и контроля выдвигаемых гипотез (К). В зависимости от этого различают следующие типы решений:
А > К – импульсивные решения (процессы построения гипотез резко преобладают над контрольными процессами);
А > К – решения с риском;
А = К – уравновешенные решения;
А < К – осторожные решения;
А < К – инертные решения (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими медленно и неуверенно).
Наиболее эффективными при наличии необходимых знаний оказываются операторы, склонные к принятию решений с риском, но обладающие осмотрительностью. На процессы принятия решения большое влияние оказывает и «эмоциональный феномен», обеспечивающий снятие неопределенности на основе действия механизмов эмоций. Экспериментально показано, что без эмоциональной активации невозможно решение субъективно сложной мыслительной задачи. Эта активация порождается как общей ситуацией, в которой протекает деятельность, так и результатом интеллектуального процесса.
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список