logo
УМКД ПСПД

Тема 6.

Мотивация и психическая регуляция поведения

План

  1. Понятие мотивации труда

  2. Основные составляющие мотивации

  3. Современные теории мотивации

  4. Ассертивные установки студента вуза

Мотивация – совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении. Доминирующая в данный момент мотивация оказывает воздействие на содержание восприятия, мышления, памяти и др. психических процессов.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения человека. Это – поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Мотивационная сфера личности представляет собой сложную систему разнохарактерных и тесно связанных мотивов. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором о стимулах, исходящих из ложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивации как налогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Известный немецкий психолог Курт Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия с его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Профессиональная мотивация – только часть этой системы.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной являются потребности. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства не удовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Согласно А. Маслоу, фундаментальные потребности (потребности Нужды) присущи всем индивидуумам, а потребности Роста – только самоактуализированным людям, у которых удовлетворены более низкие потребности. Стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье человека, на самоактуализирующуюся личность.

Самоактуализация подразумевает длительную и постоянную вовлеченность в процесс Роста и Развития. А. Маслоу пишет, что самоактуализированных людей привлекают наиболее трудные, запутанные проблемы, которые требуют наиболее творческих решений. Как считает автор, самоактуализирующаяся личность должна соответствовать в своем поведении и в отношениях с окружающими следующим требованиями:

  1. Активная устремленность к жизни и способность хорошо ориентироваться в ней.

  2. Принимать себя и других такими, какие они есть.

  3. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.

  4. Философское чувство юмора.

  5. Способность к глубокому пониманию жизни.

  6. Установление с окружающими людьми доброжелательных отношений.

  7. Человек становится более творческим, естественным и простым.

  8. Занимают ответственную позицию не только за свое поведение, но и за поведение других.

  9. Способность к познанию, личностному росту и развитию.

  10. Свободное выражение себя, своих мыслей и чувств.

Удовлетворение потребностей более высокого уровня приводит к:

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное со­держание потребности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развито­сти можно оценивать по следующим параметрам: широта, гиб­кость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека раз­нообразных мотивов, потребностей и целей, тем более разви­той является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мо­тивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мо­тивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, ра­дио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, обще­ние с людьми. У последнего, мотивационная сфера по опреде­лению будет более гибкой.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядом положенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий, и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес. Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

В современной психологической науке имеются различные позиции в вопросах мотивации человека. Так Генри Мюррей, один из основоположников направления исследований мотивации достижения, определял потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее» (Murray, 1938).

Дэвид Мак-Клеллан главным считал мотив достижения – это производная от базового побуждения «делать что-то лучше», причем не для одобрения или награды, а «ради самого процесса» (McClelland, 1985).

По мнению Роберта Уайта (Robert White, 1959), тенденция к исследовательскому поведению возникает тогда, когда человек осознает свою способность влиять на мир вокруг. Подобные чувства могут выполнять роль награды.

Джон Аткинсон указывал, что люди ставят перед собой цели и двигаются к ним потому, что у них есть потребность в достижении (Atkinson, 1957).

Кэрол Двек отмечал, что люди достигают своих целей, овладевают навыками и приобретают компетентность благодаря своей способности предвидеть будущее, т.е. благодаря ожиданиям относительно вероятных результатов.

Абрахам Маслоу основополагающим качеством личности считал стремление человека к самоактуализации, Росту и Развитию.

Для того чтобы добиться успеха в учебной деятельности и этот успех в дальнейшем превратить в осознанный мотив достижения, мы разработали для Вас ассертивные установки – установки, ведущие к Успеху и Уверенности.