Тема 6.
Мотивация и психическая регуляция поведения
План
-
Понятие мотивации труда
-
Основные составляющие мотивации
-
Современные теории мотивации
-
Ассертивные установки студента вуза
Мотивация – совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении. Доминирующая в данный момент мотивация оказывает воздействие на содержание восприятия, мышления, памяти и др. психических процессов.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения человека. Это – поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Мотивационная сфера личности представляет собой сложную систему разнохарактерных и тесно связанных мотивов. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором о стимулах, исходящих из ложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивации как налогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.
Известный немецкий психолог Курт Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия с его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Профессиональная мотивация – только часть этой системы.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной являются потребности. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства не удовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).
Согласно А. Маслоу, фундаментальные потребности (потребности Нужды) присущи всем индивидуумам, а потребности Роста – только самоактуализированным людям, у которых удовлетворены более низкие потребности. Стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье человека, на самоактуализирующуюся личность.
Самоактуализация подразумевает длительную и постоянную вовлеченность в процесс Роста и Развития. А. Маслоу пишет, что самоактуализированных людей привлекают наиболее трудные, запутанные проблемы, которые требуют наиболее творческих решений. Как считает автор, самоактуализирующаяся личность должна соответствовать в своем поведении и в отношениях с окружающими следующим требованиями:
-
Активная устремленность к жизни и способность хорошо ориентироваться в ней.
-
Принимать себя и других такими, какие они есть.
-
Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.
-
Философское чувство юмора.
-
Способность к глубокому пониманию жизни.
-
Установление с окружающими людьми доброжелательных отношений.
-
Человек становится более творческим, естественным и простым.
-
Занимают ответственную позицию не только за свое поведение, но и за поведение других.
-
Способность к познанию, личностному росту и развитию.
-
Свободное выражение себя, своих мыслей и чувств.
Удовлетворение потребностей более высокого уровня приводит к:
-
фундаментальной смене ценностей, взглядов на будущее;
-
происходит анализ жизненной философии;
-
перестраивается бессознательный образ удовлетворенной потребности;
-
удовлетворение потребностей делает людей сильными, более здоровыми, более совершенными.
Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание потребности.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего, мотивационная сфера по определению будет более гибкой.
Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядом положенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания.
Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий, и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес. Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
В современной психологической науке имеются различные позиции в вопросах мотивации человека. Так Генри Мюррей, один из основоположников направления исследований мотивации достижения, определял потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее» (Murray, 1938).
Дэвид Мак-Клеллан главным считал мотив достижения – это производная от базового побуждения «делать что-то лучше», причем не для одобрения или награды, а «ради самого процесса» (McClelland, 1985).
По мнению Роберта Уайта (Robert White, 1959), тенденция к исследовательскому поведению возникает тогда, когда человек осознает свою способность влиять на мир вокруг. Подобные чувства могут выполнять роль награды.
Джон Аткинсон указывал, что люди ставят перед собой цели и двигаются к ним потому, что у них есть потребность в достижении (Atkinson, 1957).
Кэрол Двек отмечал, что люди достигают своих целей, овладевают навыками и приобретают компетентность благодаря своей способности предвидеть будущее, т.е. благодаря ожиданиям относительно вероятных результатов.
Абрахам Маслоу основополагающим качеством личности считал стремление человека к самоактуализации, Росту и Развитию.
Для того чтобы добиться успеха в учебной деятельности и этот успех в дальнейшем превратить в осознанный мотив достижения, мы разработали для Вас ассертивные установки – установки, ведущие к Успеху и Уверенности.
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список