logo
УМКД ПСПД

3. Память

Приняв поступившую информацию, оператор, так или иначе, анализирует и преобразует ее. В процессах переработки информации решающая роль принадлежит памяти и мышлению.

Памятью называется процесс запоминания, сохранения, восстановления и забывания прошлого практического опыта человека.

Память классифицируется на виды в соответствии со следующими критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; по отношению к компонентам структуры деятельности: мотивам, целям, способам выполнения действий – на долговременную, кратковременную и оперативную.

В зависимости от целей деятельности память делят на произвольную и непроизвольную. О непроизвольной памяти говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что-либо запомнить и воспроизвести. В тех случаях, когда человек ставит такую цель, говорят о произвольной памяти. Здесь процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. В инженерно-психологических исследованиях памяти оператора важное значение имеет проблема классификации видов памяти по «временным» характеристикам, т.е. ее деление на кратковременную, долговременную и оперативную память.

В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, т. к. она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Показано, что существенную роль в оперативной памяти могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы ее сбрасывания, т.е. исключения информации из памяти. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимую информацию, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.

Объем оперативной памяти определяется не количеством сохранения информации, а количеством воспринимаемых стимулов и почти не зависит от их информационного содержания. Повышения качества работы оперативной памяти достигается рациональным построением информационных моделей и пультов управления. При этом большое значение имеет характер обучения операторов: чем глубже и содержательнее знание свойств управляемого объекта, чем полнее представление о системе отношений всех его элементов, тем выше возможности организации работы памяти в целом.