9.2. Общение как информационный процесс
Большинство исследователей МО сходятся на том, что передача информации – важнейший атрибут межличностного общения. Разработаны модели эффективной передачи информации от человека к человеку. В курсе практической психологии в настоящее время создана очень эффективная технология скрытого управления процессом обмена информацией с партнером, известная под названием "нейролингвистическое программирование". Все это подтверждает значимость механизмов приема и передачи информации в структуре МО.
А. A. Брудный, Ю. Д. Прилюк, Я. Яноушек, J. Parry абсолютизируют значение информационной стороны общения и пытаются объяснять МО только с позиций приема и передачи информации.
В самом общем виде их концепция сводится к следующему: а) существуют два независимых субъекта, которые при личной встрече обмениваются информацией; б) процесс обмена непрерывен и продолжается до их расставания; в) эффективность общения определяется характеристиками сигнала (силой, формой, насыщенностью и т. п.) и готовностью субъектов к его принятию.
Например, в любой из профессиональных практик, в общении всегда существуют 2 независимых друг от друга субъекта. Общение происходит до момента расставания. Эффективность общения для каждой из общающихся сторон зависит от того, насколько весомы аргументы предъявленные этой стороной партнеру (сила информации), насколько доходчиво излагаются мысли (форма информации), насколько партнер расположен выслушать собеседника, т. е. какие он имеет установки (готовность к принятию мнения другого).
Другими словами, содержательной сущностью процесса общения является "перекачка информационных образов" из одной головы в другую. Но так ли это на самом деле? Даже в приведенном выше примере, между собеседниками нет материально-непрерывной связи, как это имеет место при передаче информации в технических системах. Прерывность общения не только существует, но более того, выступает одним из главных внутренних противоречий, движущих сил МО как такового. Мысль, чувство, образ, имеющиеся у человека, не воздействуют на его партнера непосредственно. Есть разрыв, который должен быть преодолен встречной активностью второго участника. Непосредственное воздействие может быть оказано только на органы чувств, истинным же адресатом сообщения в процессе МО является их "владелец" – личность.
Итак, общение не исчерпывается исходным уровнем психического отражения – уровнем психических образов, возникающих при непосредственном воздействии на органы чувств на базе ощущений и восприятия, и, потому, не может быть сведено только к актам приема и передачи информации.
Иными словами, оператор не только выслушивает партнера по общению и смотрит на его мимику, жесты, пантомимику, но и сравнивает полученную информацию с хранящимися в его памяти эталонами, конструирует усилием воли новые эталоны восприятия, настраивает за счет мотивации достижения результата свои установки на отношения с ним, использует весь имеющийся в его арсенале опыт производственной, правовой, педагогической деятельности для убеждения партнера и т. п. В свою очередь, партнер по общению поступает точно также и на основе такой встречной активности рождается результат общения: совместное решение, приводящее либо к кооперативной деятельности, либо к конфликту.
В информационной плоскости МО эта "внутриличностная составляющая" заключается, прежде всего, в особой активности личности по пониманию воспринимаемой информации. Еще Л. С. Выготский подчеркивал, что понимание речи человеком "есть нечто большее, чем выполнение реакции по звуковому сигналу" и представляет собой не примитивную реакцию, а активную форму проявления личности.
Понимание как личностная активность является необходимым и важнейшим компонентом МО, причем не только на уровне постижения личностных замыслов другого человека, но и на уровне значений, используемых образов и даже отдельных слов. Что и в каком виде из сказанного одним человеком станет достоянием его партнера по общению в решающей степени зависит именно от понимания последнего, с помощью которого на объективном основании сообщения и его коррелятов в реальном мире строится субъективный мостик между сознаниями общающихся людей.
В этом смысле "непосредственного" межличностного общения быть не должно – оно всегда опосредовано внутренней работой собеседников, и передача информации является не сущностью МО, а скорее одним из его результатов. Другое дело, что иногда участник (участники) общения может стремиться обойтись без этой работы, свести общение лишь к приему информации – но это, даже если удается, будет частным, существенно редуцированным видом МО.
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список