Сыктывкарский лесной институт –
филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургская государственная
лесотехническая академия имени С. М. Кирова»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Е. В. Хохлова
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
психологическое сопровождение
профессиональной деятельности
специалиста
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Учебно-методический комплекс
для студентов технологического факультета по специальности
«Информационные системы и технологии»
Сыктывкар 2010
Рассмотрено и рекомендовано к изданию Советом сельскохозяйственного факультета Сыктывкарского лесного института «____»___________2010 г.
Утверждено к печати на редакционно-издательском совете Сыктывкарского лесного института «____»____________ г.
Рецензенты:
Н. В. Ильчукова, кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии
Сыктывкарского государственного университета
Г. М. Юшкова, кандидат психологических наук,
доцент, зав. кафедрой общей психологии
Коми государственного педагогического института
УДК
Хохлова, Е. В. Психология профессиональной деятельности специалиста [Текст]: учеб-метод. комплекс для студ. по спец. ИСиТ и ИС / Е. В. Хохлова. – Сыктывкар : СЛИ, 2010. – 195 с.
Настоящее издание является учебно-методическим комплексом по дисциплине «Психологические сопровождение профессиональной деятельностью специалиста» для студентов технологического факультета по специальности «Информационные системы и технологии» по направлению «Информационные системы» для специалистов всех форм обучения, а так же для студентов по специальности «Информационные системы» по направлению «Информационные системы» для бакалавров всех форм обучения.
Учебно-методический комплекс содержит дополнение к государственному образовательному стандарту; включает полный курс лекций, планы практических занятий, тематику докладов и контрольных работ, глоссарий, тезаурус, список основной и дополнительной литературы.
© Е. В. Хохлова 2010
Сыктывкарский лесной институт –
филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургская государственная
лесотехническая академия имени С. М. Кирова, 2010
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
I. ДОПОЛНЕНИЕ к Нормам государственного стандарта к дисциплине «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» | 5 |
| |
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ | |
2.1. Курс, семестр и виды занятий | 6 |
2.2. Самостоятельная работа студентов | 6 |
2.3. Распределение часов по разделам программы | 7 |
| |
III. наименование занятий, их содержание и вопросы для самостоятельного изучения | |
2.1. КУРС ЛЕКЦИЙ | 8 |
2.2. Название тем и содержание практических занятий | 110 |
IV. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | |
3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы | 118 |
3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание | 118 |
V. Контрольный тест |
|
4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту | 141 |
|
|
VI. ПОДГОТОВКА К ЗАЧЕТУ |
|
5.1. Вопросы к зачету | 146 |
5.2. Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету | 147 |
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 148 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 149 |
ПЕРСОНАЛИИ | 150 |
ТЕЗАУРУС | 162 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 193 |
Приложение 1. Образец оформления титульного листа |
|
Приложение 2. Образец оформления оглавления |
|
Приложение 3. Образец оформления библиографического списка |
|
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
ВВЕДЕНИЕ
Основанием необходимости введения в технические вузы преподавания дисциплины «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» послужили изменения, происходящие в современном российском обществе, которые требуют от высшего образования качества подготовки высококвалифицированных специалистов, их превращения из студентов ВУЗа в профессионалов.
В основе системы профессионального сопровождения специалиста лежит концепция свободного выбора, при котором развитие личности понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, так необходимых в становлении ориентационного поля развития личности специалиста: формирование профессиональной направленности поведения, профессиональных способностей, профессионального самосознания и ответственности.
Если оценивать психологическое сопровождение как метод воздействия на формирование профессиональной направленности личности в условиях высшего учебного заведения, то следует отметить, что такая поддержка осуществляется в рамках учебно-познавательной деятельности с позиции доверия и сотрудничества. Все это позволяет будущему специалисту (опираясь на свой внутренний потенциал и поддержку окружающих при овладении знаниями, умениями и навыками) сориентироваться в решении проблемных ситуаций, с которыми сталкивается молодой человек в процессе профессионального становления.
Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста интегрирует соответствующие знания из различных областей психологии: общей, возрастной, педагогической, социальной, психологии труда, личности, общения, а также конфликтологии и психофизиологии.
Итак, цель данного пособия – помочь студентам овладеть знаниями в области психологии труда в системе «человек-компьютер».
Данный курс способствует формированию теоретических и практических умений, а именно учит студентов ориентироваться в профессии, разрешать проблемные ситуации, вырабатывать конкретный план действия, быть уверенным в себе, видеть перспективы своего дальнейшего Развития и Роста, как профессионала, так и личности в целом.
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список