Ощущение
Ощущение - есть отражение человеком отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущение это самый простой и самый важный психический процесс. О том, что ощущение – это познавательная первичная способность человека указывал еще Аристотель. Ощущение является исходной фазой в чувственном познании действительности. В образах ощущения отражаются единичные свойства предметов материального мира – объектов, явлений процессов внешней среды и внутренней среды организма.
Как образ любое ощущение характеризуется следующими особенностями: видом, качеством, интенсивностью, длительностью и пространственными компонентами. Эти особенности определяются процессом взаимодействия органов чувств (анализаторов) с отражаемыми объектами и зависят от характеристик их чувствительности (пороги ощущений).
Различают нижний и верхний порог чувствительности. Абсолютный нижний порог – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний порог – максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Разность между верхним и нижним абсолютным порогами определяет рабочий диапазон анализатора, что очень важно учитывать при планировании нагрузки, при выборе параметров сигналов той или иной модальности, адресованных оператору.
Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. По модальности выделяют зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация, например, пространственные, цветовые, зрительные и др. В зависимости от анатомического положения рецепторов и выполняемой ими функции различают:
-экстерорецептивные ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела (снаружи: зрительные, слуховые, обоняния, вкуса). В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на дистантные (зрительные и слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.
-проприорецептивные ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках, то есть кинестетические и статические);
-интерорецептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов (чувство голода, жажды, усталости).
Ощущения человека опосредствованы его практической деятельностью, а также всем процессом исторического развития общества. В пользу этого утверждения свидетельствуют многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. На базе синтеза ощущений возникает более сложная форма чувственного отражения – восприятие.
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список