Основные характеристики процесса межличностного общения
№ п\п | Межличностный диалог (МД) | Межличностный монолог (ММ) |
1 | Диалогу соответствует концепция собеседника как личности самостоятельной, внутренне свободной и незавершенной, конкретной и неповторимой, полноправной и ориентированной на развитие. | Монологу соответствует концепция собеседника как объекта воздействия - предельно-абстрактного, недифференцированного, "овеществленного Другого". |
2 | В основе диалога - отношения взаимного уважения, доверия, естественности и открытости. | В основе монолога - игнорирование собеседника, недоверие, замкнутость (открытость только как непреднамеренная случайность) или, наоборот, - демонстративность, самолюбование. |
3 | Основное средство связи в диалоге - взаимопонимание как способ взаимораскрытия, взаимоуважения | В монологе - сведение двух или нескольких позиций, точек зрения в одну единственную и "бесспорную" за счет либо уничтожения отличающихся точек зрения, либо усреднения их в одну "общую" деперсонифицированную. |
4 | Взаимопознание - когнитивный компонент МО - в межличностном диалоге: активный, творческий процесс преодоления "прерывности" общения, взаимного проникновения во внутренний мир друг друга, свободный от стереотипов и предубеждений. | В монологе - схематичное, поверхностное "подведение под известное", категоричность и стереотипность.
|
5 | Эмоциональный компонент диалога – сочувствие доброжелательность и терпимость, ровность и адекватность оценок и самооценок. | Эмоциональный компонент монолога - холодная недоброжелательность и безразличие к другому, неспособность к сочувствию, полярность оценок, неадекватность самооценок. |
6 | В межличностном диалоге - ориентация на поведение в общении (поведенческий компонент) на основе сотрудничества и равноправного взаимодействия. | Поведение в межличностном монологе - или соперничество, конфликт или безразличие, игнорирование интересов партнера. |
Межличностный диалог предполагает взаимные установки на равноправие. Межличностный монолог исходит из приоритета «Я» и подчиненной роли «Другого». Отношение к «Другому» в МО находит выражение в концепции собеседника.
Способы бытия и события личностей, условия для их различия в рамках межличностного диалога и межличностного монолога принципиально различны. Так, в межличностном диалоге, "Я" обоих собеседников, будучи открыты друг для друга, опираясь на взаимное утверждение себя как личности, устанавливая этически равноправные отношения, смотрясь, друг в друга "как в зеркало", получают тем самым неограниченные возможности для всестороннего взаимного развития и совершенствования, с одной стороны, и для значительно более глубокой (за счет взаимодополняющих точек зрения) ориентации в ситуации общения и кооперации при выполнении задач совместной деятельности, с другой стороны. Отстраненность собеседников друг от друга – в межличностном монологе. Однонаправленный, часто на деструктивный характер коммуникативного взаимодействия, межличностный монолог резко снижает эффективность общения, существенно обедняет и деформирует бытие каждого из партнеров, служит препятствием их личностному росту. Напряженное противостояние "Я" и "Другого" является источником противоречий в общении и, тем самым, служит условием взаимного развития его участников.
Итак, если общение рассматривать как событие индивидов, то диалог – это событие равноправных личностей, участников процесса взаимодействия и взаимопонимания. Монолог – "выпячивает" бытие одного из участников общения за счет другого, оттесняя его на периферию общения, лишает общение "личностности", переводя его в ранг функциональных отношений.
Более детальная типология межличностного общения может быть построена на основе соотношения установок личностного компонента: установки на равноправие, установки на развитие, установки на творчество и установки на взаимопонимание.
Диалог и монолог получили название диалогический и авторитарный виды межличностного общения. Между этими полюсами можно выделить несколько "переходных" видов. К ним относятся манипулятивный, конформный, альтероцентрический, индифферентный виды МО.
Для манипулятивного вида межличностного общения свойственны: 1) Ориентация на использование партнера и всего процесса общения в своих личный целях, отношение к партнеру как к средству, как к объекту своих скрытых манипуляций. 2) Стремление понять партнера, с целью использования и управления его поведением, получения необходимой информации, выгоды в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью. 3) Ориентация на развитие и даже творчество в общении, но односторонняя – для себя за счет другого.
Манипулятивное общение используется также при необходимости экстренного управления партнером по общению.
Конформный вид общения характеризуется: 1) отказом от равноправия в МО "в пользу" партнера; 2) ориентацией на некритическое согласие, отсутствием стремления к глубокому пониманию партнера и желания быть понятым; 3) ориентацией на подражание, "реактивное" общение, готовности к "изменениям" в зависимости от обстоятельств.
Этот вид общения нами редко используется, однако примеры эффективного использования можно найти и в управленческой практике. Наиболее характерным является момент первой встречи с партером по общению. Для того, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, расположить к себе партнера, переживающего состояние “предстартового волнения”, необходимо "вжиться" в него. Поэтому элементами поведения на первой встрече могут быть подражание, готовность к изменению своего поведения при изменении поведения партнера.
Главное на первой встрече – получить от партнера эмоциональное подтверждение готовности к продолжению эффективного сотрудничества. Если этого удается достичь, тогда последующие встречи проводятся с использованием иных видов межличностного общения. Например, японские менеджеры 40% времени работы посвящают формированию установки потенциального партнера на теплое эмоциональное принятие их как личности, затем еще 15 % времени – на формирование теплового отношения партнера к фирме, которую они представляют и лишь 30% времени посвящают деловой части общения. Результаты их работы известны всему миру.
В противоположность им, представители стран-новичков в рыночной экономике стремятся сразу “брать быка за рога”. В итоге, из 10 возможных деловых партнеров сделки заключаются в лучшем случае с одним.
Альтероцентрический вид межличностного общения отличается: 1) добровольной "центрацией" внимания на "Другом" и бескорыстным отказом от себя, ориентацией на цели и потребности партнера по общению; 2) стремлением глубже понять "запросы другого" с целью их наиболее полного удовлетворения; 3) стремлением способствовать развитию другого в ущерб своему собственному развитию.
В обычных обстоятельствах оператор не использует данный вид общения. Однако в период, например, экономического кризиса, а также в особые периоды жизни (война, распад страны и т. п.) альтероцентрическое общение становится нормой поведения, ибо позволяет, жертвуя личным, добиваться общего успеха.
Индифферентный вид общения характеризуется отрицанием ценности самого общения как такового. Это означает отсутствие в явном виде всех трех установок, присущих межличностному общению и проявляющихся в той или иной мере во всех иных видах МО. Этими установками являются: соотношение позиций общающихся людей; характер взаимопонимания и наличие творческого момента в общении.
- Сыктывкарский лесной институт –
- Дополнение к Нормам государственного стандарта
- I. Распределение часов работы студентов
- 1.1. Курс, семестр и виды занятий
- 1. 2. Самостоятельная работа и контроль успеваемости
- 1.3. Распределение часов по разделам программы
- II. Наименование занятий, их содержание
- 2.1. Курс лекций
- Тема 1. Введение в дисциплину «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» (пспд) План
- 1.1. Предмет, задачи и методы психологии труда
- Структура трудовой деятельности – это внутренние составляющие трудовой деятельности человека, влияющие на эффективность труда. Структуру трудовой деятельности составляют:
- 1.2. Инженерная психология: цели, задачи и принципы
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 2. Психические закономерности процесса деятельности оператора. Профессиональное развитие личности План
- 2.1. Активность и деятельность
- 2.2. Структура деятельности
- 5.Основными побудителями к активности личности в деятельности являются (рис. 2).
- 2.3. Психологические особенности деятельности в системе «человек-компьютер» Основными видами деятельности оператора в системе «человек-компьютер» являются следующие направления:
- 2.5. Работоспособность и надежность субъекта труда
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Творчество в деятельности оператора План
- Интуитивное
- Элементы проблемы
- Элементы проблемы
- Величина отклонения от стереотипа
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Психофизиологическая характеристика деятельности человека в системе «человек-компьютер» План
- Ощущение
- Восприятие
- 3. Память
- 4. Мышление
- Кроме того, качество принятия решения зависит от качества ума, от таких как:
- Развитие умственных качеств оператора зависит от:
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Функциональные состояния оператора План
- Классификация утомления
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 6.
- Ассертивные установки студента вуза
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 7. 1. История эргономики
- 7.2. Структура и цели эргономики
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 8.
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Социально-психологические особенности взаимодействия личности в системе «человек-компьютер» План
- 9.1. Общение как процесс взаимодействия
- Основные характеристики процесса межличностного общения
- 9.2. Общение как информационный процесс
- 9. 3. Общение как деятельность
- 9.4. Общение как отношение
- 9.5. Межличностные отношения в деятельности оператора
- Вопросы для самостоятельного изучения
- Рекомендуемая литература
- 2.2. Наименование тем и содержание практических занятий Тема 1. Психологическое сопровождение деятельности оператора в системе «человек- компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 2. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области создания рекламы
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 3. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области педагогической деятельности
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 4. Психологическое сопровождение деятельности оператора в области психологии продаж
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 5. Эргономика работы за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 6. Функциональные состояния человека, работающего за персональным компьютером
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 7. Профессиональные способности и мотивация личности в системе «человек-компьютер»
- Доклады
- Ключевые понятия
- Список литературы
- Тема 8. Психодиагностика как метод определения профессиональной направленности личности
- Список литературы
- III. Контрольная работа
- 3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 3.2. Темы контрольных работ и их примерное содержание
- IV. Контрольный тест
- 4.1. Примерные вопросы к контрольному тесту
- 5.1. Вопросы к зачету
- Основная и дополнительная литература в подготовке к зачету Основная литература
- Дополнительная литература
- Заключение
- Библиографический список
- На тему: Профессиональные способности личности в системе «человек – компьютер»
- Образец оформления оглавления содержание
- Образец оформления библиографического списка Библиографический список